|
Для охраны прав граждан и интересов государства важное значение имеет точное и неуклонное выполнение пенсионного законодательства
[2].
Лица, получающие пенсию, как правило, добросовестно пользуются предоставленным им правом. Однако судебная практика свидетельствует о том, что отдельные граждане добиваются незаконного назначения пенсий путем предоставления подложных документов о трудовом стаже, профессии, условиях труда и заработке.
Материалы судебной практики по делам о преступлениях, связанных с нарушением порядка назначения, получения и выплаты государственных пенсий, а также о взыскании неосновательно полученных в виде пенсий денежных сумм показывают, что суды в основном правильно разрешают такие дела.
Вместе с тем при рассмотрении дел этой категории отдельные суды допускают недооценку общественной опасности незаконного получения пенсии, а также ошибки, являющиеся результатом недостаточно полного исследования обстоятельств дела и неправильной квалификации совершенных действий.
Ошибки допускаются судами и при рассмотрении дел о возмещении ущерба, причиненного незаконной выплатой пенсий.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения действующего законодательства при рассмотрении дел, возникающих в связи с незаконной выплатой пенсий.
2. Незаконное получение отдельными лицами государственной пенсии путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество) является хищением государственного имущества, и поэтому такие действия должны квалифицироваться по ст.147 УК РСФСР.
3. Заведомо незаконное назначение или выплата должностным лицом государственной пенсии в целях обращения в свою пользу полностью или частично выплаченных в виде пенсии денежных средств должны квалифицироваться по ст.147-1 УК РСФСР.
Заведомо незаконное назначение или выплата государственной пенсии, совершенные должностным лицом за взятку, подлежат квалификации по ст.ст.17 и 147-1 УК РСФСР и ст.173 УК РСФСР по совокупности.
Совершение тех же действий, хотя и при отсутствии у должностного лица корыстной заинтересованности, но с целью содействия частному лицу в незаконном получении пенсии, надлежит рассматривать как пособничество в хищении и квалифицировать по ст.ст.17 и 147-1 УК РСФСР.
Должностные лица, выдавшие частному лицу заведомо подложные документы, дающие право на получение государственной пенсии, в целях обращения в свою пользу полностью или частично полученных на основании этих документов денежных средств должны нести ответственность по ст.147 УК РСФСР и ст.175 УК РСФСР по совокупности.
В тех случаях, когда выдача необходимых для назначения пенсии документов, содержащих заведомо неправильные сведения, совершается должностным лицом за взятку, такие действия надлежит квалифицировать по совокупности ст.ст.17 и 147 УК РСФСР, ст.ст.173, 175 УК РСФСР.
Выдача заведомо подложных документов, дающих право на получение государственной пенсии, с целью содействия частному лицу в незаконном получении пенсии при отсутствии у должностного лица корыстной заинтересованности должна квалифицироваться по ст.ст.17, 147 и ст.175 УК РСФСР как пособничество в хищении и должностной подлог.
Должностные лица, выдавшие в результате ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей либо по небрежности документы о трудовом стаже и заработке, содержащие не соответствующие действительности сведения, а также допустившие по этой причине незаконное назначение и выплату пенсий, причинившее существенный вред государственным интересам, должны нести ответственность за халатность по ст. 172 УК РСФСР.
4. Незаконно выплаченная вследствие злоупотреблений со стороны получателя пенсия (например, в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытия заработка или другого дохода, непредставления сведений об изменениях в составе семьи) подлежит взысканию с него в доход государства. При отсутствии злоупотреблений получателя незаконно выплаченная пенсия обратному взысканию не подлежит.
5. Солидарная материальная ответственность получателя пенсии и должностных лиц может иметь место лишь при установлении у них общего умысла, направленного на незаконное назначение и выплату пенсий.
При этом недопустимо возлагать солидарную ответственность на лиц, хотя и осужденных по одному делу, но за разнородные преступления (например, если одни осуждены за хищение, а другие - за некорыстные злоупотребления, хотя бы их действия в какой-то мере и способствовали совершению преступления).
6. При установлении недостатков в работе предприятий, учреждений и организаций по выдаче должностными лицами документов, необходимых для назначения пенсий, в частности в тех случаях, когда в документах не указываются основания их выдачи, суды должны выносить частные определения с доведением об этом до сведения соответствующих организаций, не оставляя без реагирования ни одного случая выдачи документа, содержащего сведения, не соответствующие действительности.
______________________________________
[1] См. Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №27. ст.351) с учетом изменений и дополнений.
[2] Постановление следует применять в части, не противоречащей действующему законодательству |
|