|
Обсудив практику применения судами Российской Федерации статей 24-2 и 53-2 УК РСФСР, пленум Верховного Суда РСФСР отмечает, что суды республики, руководствуясь принципом индивидуализации наказания, в основном правильно применяют в предусмотренных законом случаях к совершеннолетним трудоспособным лицам, впервые осуждаемым к лишению свободы, условное осуждение с обязательным привлечением к труду, а к осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы, дальнейшее исправление и перевоспитание которых возможно без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ними надзора - условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду.
С соблюдением требований закона рассматриваются в большинстве случаев и материалы о направлении таких лиц в места лишения свободы за уклонение от работы, систематическое или злостное нарушение трудовой дисциплины, общественного порядка, либо установленных для них правил проживания.
Вместе с тем при применении судами указанных норм закона имеют место существенные недостатки.
Решая вопрос о возможности назначения подсудимому наказания с применением ст. 24-2 УК РСФСР, суды при судебном разбирательстве не всегда тщательно выясняют и исследуют обстоятельства, дающие основания для применения условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду или препятствующие этому.
При рассмотрении представлений органов, ведающих исполнением наказания, и наблюдательных комиссий при исполкомах местных Советов народных депутатов о применении к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, ст.53-2 УК РСФСР, суды не всегда предъявляют должные требования к правильности оформления таких материалов и не во всех случаях выясняют с необходимой полнотой вопросы, связанные с возможностью дальнейшего исправления и перевоспитания лица без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора.
В результате указанных недостатков эти действенные формы исправления и перевоспитания иногда использоваться судами не в полной мере либо применяются к осужденным, данные о личности которых не свидетельствует о том, что их исправление и перевоспитание возможно без изоляции от общества, и к лицам, в отношении которых применение ст.ст.24-2 и 53-2 запрещено законом.
Рассматривая материалы о направлении лиц, осужденных с применением ст.24-2 УК РСФСР, или освобожденных на основании ст.53-2 УК РСФСР, в места лишения свободы для отбывания наказания, назначенного по приговору, за уклонение от работы, нарушение трудовой дисциплины, общественного порядка или установленных правил проживания, суды не всегда тщательно проверяют, являлись ли допущенные осужденными нарушения систематическими или злостными, не исследует глубоко причины их совершения и обстоятельства, им способствовавшие, в связи с чем иногда принимают неправильные по существу решения. Не проявляют еще суды должной инициативы в выявлении недостатков в деятельности органов внутренних дел, отдельных ведомств и администрации строек (предприятий), затрудняющих правильное трудовое использование условно освобожденных, редко принимают предусмотренные законом меры к устранению этих недостатков.
Допускаются судами ошибки при исчислении оставшегося к отбыванию осужденными срока лишения свободы и определении им вида исправительно-трудовой колонии.
Рассмотрение материалов об условном освобождении из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, а равно о направлении условно осужденных к лишению свободы и условно освобожденных в места лишения свободы в ряде случаев проводится с нарушением требований ст.ст. 368-369 УПК РСФСР. Качество процессуальных документов не всегда отвечает необходимым требованиям: определения зачастую не содержат мотивов и оснований принятого решения, протоколы судебного заседания неполно отражают содержание выступления представителя органа внутренних дел, стройки (предприятия), объяснения осужденного и заключение прокурора.
Пленум Верховного Суда РСФСР
постановляет:
1. Обратить внимание судов на необходимость устранения отмеченных недостатков в применении законодательства, предусматривающего возможность условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду и условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду.
2. Учитывая, что условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду является действенной формой исправления и перевоспитания, судам при постановлении приговора во всех предусмотренных законом случаях следует обсуждать вопрос о возможности применения к подсудимому ст.24-2 УК РСФСР, не допуская как необоснованного назначения реального лишения свободы, так и неправильного применения условного осужденного к лишению свободы с обязательным привлечением к труду.
Решения о применении к подсудимому ст. 24-2 УК РСФСР должно основываться на убеждении суда в возможности исправления и перевоспитания этого лица без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора.
Назначение подсудимому наказания в виде условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением к труду суд должен мотивировать в приговоре.
3. Судам следует иметь в виду, что принятие правильного решения о применении к подсудимому ст. 24-2 УК РСФСР во многом зависит от полноты исследования в судебном заседании данных о его личности (возрасте, состоянии здоровья и степени трудоспособности, отношении к труду, поведении в быту, в частности, не злоупотребляет ли лицо спиртными напитками и т.п.).
С особой тщательностью необходимо исследовать данные о личности подсудимых,признанных согласно медицинскому заключению алкоголиками или наркоманами, но по состоянию здоровья не подлежащих принудительному лечению в порядке ст. 62 УК РСФСР, а равно лиц, ранее проходивших курс такого лечения в лечебно-трудовом профилактории.
4. Судам необходимо повысить требовательность к качеству представляемых органами, ведающими исполнением наказания, и наблюдательными комиссиями материалов об условном освобождении осужденных из мест лишения свободы с обязательным привлечением их к труду. В каждом случае проверять, содержатся ли в них все необходимые данные (об отбытой части срока лишения свободы, наличии неснятых и непогашенных судимостей, поведении, отношении к труду и обучению за все время отбывания наказания по последнему приговору, медицинское заключение о состоянии здоровья и трудоспособности на момент оформления материалов и др.), соблюдены ли все требования ст.53-2 УК РСФСР, предусматривающие условия такого освобождения. В определении должно быть указано, на основании каких данных суд пришел к выводу о возможности дальнейшего исправления и перевоспитания осужденного без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора.
5. Исходя из того, что условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду возможно лишь в отношении совершеннолетних трудоспособных лиц, если их дальнейшее исправление и перевоспитание возможно без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ними надзора, судам следует тщательно выяснять все данные, относящиеся к возрасту осужденного, состоянию его здоровья, трудоспособности, поведению и отношению к труду в местах лишения свободы и т.п.
С особой тщательностью суды должны проверять поведение в местах лишения свободы тех осужденных, которые, хотя и являются согласно медицинскому заключению алкоголиками или наркоманами, но принудительное лечение к ним не применялось по медицинским показаниям.
6. Если из представленных материалов усматривается, что к осужденному применялась ст.62 УК РСФСР, судам следует проверять, кем, когда и по каким основаниям прекращено принудительное лечение от алкоголизма или наркомании, какой срок прошел после его прекращения и каково поведение осужденного в местах лишения свободы за этот период, поскольку без выяснения таких данных нельзя сделать вывод о возможности дальнейшего исправления и перевоспитания этого лица путем обязательного привлечения его к труду без изоляции от общества.
В связи с этим рассмотрение в одном судебном заседании вопросов о прекращении принудительного лечения от алкоголизма или наркомании и об условном освобождении из мест лишения свободы о обязательном привлечении осужденного к труду недопустимо.
7. При рассмотрении материалов о применении ст. 53-2 УК РСФСР к лицам, неоднократно судимым, в том числе за такие преступления как бродяжничество, попрошайничество, ведение в течение длительного времени иного паразитического образа жизни, злостное уклонение от лечения венерической болезни, а равно к лицам, которые ранее осуждались с применением ст.24-2 УК РСФСР или освобождались по основаниям ст.53-2 УК РСФСР, но за допущенные нарушения были направлены для отбывания лишения свободы в исправительно-трудовые колонии, суды с особой тщательностью должны исследовать совокупность данных об их личности при решении вопроса о возможности дальнейшего исправления и перевоспитания таких лиц без изоляции от общества с обязательным привлечением к труду.
8. Обратить внимание судов, что условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду после фактического отбытия не менее двух третей назначенного срока наказания применяется как к лицам, осужденным за преступления, перечисленные в пункте первом части 6 ст.53 УК РСФСР, так и к лицам, ранее осуждавшимся к лишению свободы за умышленное преступление, к которым было применено условно-досрочное освобождение от наказания, либо замена неотбытого срока наказания более мягким наказанием, если они до истечения неотбытого срока наказания вновь совершили умышленное преступление, за которое осуждены к лишению свободы (пункт 2 ч.6 ст. 53 УК РСФСР).
9. Рассматривая материалы о направлении лиц, осужденных с применением ст.24-2 УК РСФСР, в места лишения свободы за уклонение от работы, систематическое или злостное нарушение трудовой дисциплины, общественного порядка либо установленных правил проживания, а равно о направлении по тем же основаниям в исправительно-трудовые колонии лиц, ранее условно освобожденных с применением ст.53-2 УК РСФСР, суды в каждом случае должны проверять обоснованность вывода вывода органа, ведающего исполнением приговора, и администрации строек или предприятий о необходимости применения такой меры, не допуская фактов направления в места лишения свободы лиц, совершивших нарушения, не являвшиеся злостными либо систематическими.
10. Разъяснить, что в случаях направления условно осужденного к лишению свободы или условно освобожденного в места лишения свободы для отбывания наказания, назначенного по приговору, суду при решении вопроса о возможности частичного или полного зачета в срок отбытия наказания времени, в течение которого осужденный работал, необходимо исходить из того, насколько добросовестно осужденный трудился на стройке или предприятии.
Время, которое лицо находилось под стражей в связи с направлением к месту работы либо последующим задержанием, во всех случаях должно включаться в срок фактически отбытого осужденным наказания.
11. Обратить внимание судов, что в резолютивной части определения о направлении условно осужденных и условно освобожденных за допущенные нарушения в места лишения свободы, подлежащий отбытию, и вид исправительно-трудовой колонии, в которой лицо в дальнейшем должно отбывать наказание.
При этом следует иметь в виду, что лицам, осужденным с применением ст.24-2 УК РСФСР, вид исправительно-трудовой колонии суд определяет в соответствии с требованиями частей 4 и 5 ст.24 УК РСФСР, а лица, условно освобожденные на основании ст.53-2 УК РСФСР, направляются судом в колонию того вида режима, из которой они были освобождены.
12. Особое внимание при рассмотрении указанных материалов судам следует обращать на выявление причин и условий, способствовавших совершению осужденными нарушений (упущения в деятельности органов, ведающих исполнением приговора, администрации и должностных лиц строек и предприятий по размещению и трудоиспользованию условно осужденных и условно освобожденных, в проведении организационной и воспитательной работы с ними и т.п.).
В каждом случае принимать все предусмотренные законом меры к устранению вскрытых недостатков.
13. Рассмотрение представлений органов, ведающих исполнением наказания, и наблюдательных комиссий о применении ст.53-2 УК РСФСР и материалов о направлении условно осужденных к лишению свободы и условно освобожденных в места лишения свободы осуществлять в строгом соответствии с требованиями ст.ст.368-369 УПК РСФСР, не допуская назначения на одно судебное заседание такого количества материалов, которое не дает возможности их тщательного и всестороннего исследования.
В протоколе должен найти отражение весь ход судебного заседания, в том числе сущность выступления представителя органа внутренних дел или стройки (предприятия), объяснения осужденного, заключение прокурора.
14. Верховным судам АССР, краевым, областным судам автономных областей и автономных округов усилить надзор за правильностью применения народными судами статей 24-2 и 53-2 УК РСФСР.
В целях наиболее полного выявления недостатков в деятельности судов и других ведомств по применению и исполнению этих важных форм исправления и перевоспитания лиц, совершивших преступления, периодически изучать и обобщать судебную практику, принимая предусмотренные законом меры для устранения вскрытых недостатков.
Эту работу проводить в координации с другими правоохранительными органами.
|
|