Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации

Обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации

     
     
Постановления Пленума по датам
2015 2014 2013 2012
2011 2010 2009 2008 2007 2006
2005 2004 2003 2002 2001 2000
1999 1998 1997 1996 1995 1994
1993 1992 1991 1990 1989 1988
1987 1986 1985 1984 1983 1982
1981 1980-1972 1971-1961 СССР
 
Постановления Пленума по отраслям
Административное право
Гражданское право
Уголовное право
Процессуальное право
 
 
   
     
 

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 5 декабря 1978 года №6

(признано утратившим силу постановлением Пленума от 11 января 2007 г. №1)
 
     
 
Скачать Постановление Пленума ВС РСФСР №6 от 05.12.1978
 
 
pdf (101 Kb)       doc (52 Kb)      doc in rar (11 Kb)
 
 
 
     
     
  Аналитика и комментарии к Постановлению Пленума ВС РСФСР №6 от 05.12.1978 года
"О дальнейшем совершенствовании деятельности судов Российской Федерации по рассмотрению в порядке надзора жалоб по уголовным делам и пересмотру приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу" на сегодняшний день отсутствуют
 
     
     
     
 

Текст Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 5 декабря 1978 года №6

 
 

О дальнейшем совершенствовании деятельности судов Российской Федерации по рассмотрению в порядке надзора жалоб по уголовным делам и пересмотру приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу
(с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 20 декабря 1983 г. №10 и от 24 декабря 1985 г. №10, в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. №11)

 
     
 

Пленум отмечает, что Верховные суды республик, краевые, областные и соответствующие им суды Российской Федерации, выполняя возложенные на них функции надзора, в основном обеспечивают правильное и своевременное устранение ошибок и нарушений закона, допускаемых судами первой и кассационной инстанций.

Уменьшается число случаев необоснованного отказа в истребовании дел для проверки законности и обоснованности судебных решений и в принесении протестов; улучшается качество и сроки рассмотрения жалоб и дел по протестам в порядке надзора.

Вместе с тем не устранены отдельные факты невнимательного отношения к жалобам и заявлениям граждан; иногда жалобы рассматриваются без истребования дел, хотя содержащиеся в жалобах доводы не опровергаются доказательствами, приведенными в судебных документах, либо когда законность и обоснованность судебных решений вызывает сомнение. Некоторые ответы об отказе в истребовании дела или принесении протеста не содержат убедительных доводов принятого решения. Эти и подобные им нарушения нередко влекут за собой повторные жалобы или обращения граждан в вышестоящие инстанции.

Истребованные для проверки в порядке надзора уголовные дела не всегда изучаются с достаточной полнотой; не во всех случаях выполняются требования закона о проверке производства по делу в полном объеме и в отношении всех осужденных, в связи с чем иногда не обеспечивается своевременное и полное исправление допущенных ошибок. Имеют место факты необоснованного оставления протестов без удовлетворения, а также отмены и изменения законных и обоснованных приговоров и определений.

Допускаются случаи нарушения норм процессуального законодательства, регламентирующих условия и порядок рассмотрения дел в надзорной инстанции. Отменяя судебные решения с направлением дел на новое расследование или новое судебное рассмотрение, надзорные инстанции, в нарушение требований ст.380 УПК РСФСР, иногда дают указания, предрешающие выводы органов следствия либо суда первой инстанции по вопросам доказанности обвинения, квалификации преступления и меры наказания. Отдельные постановления президиумов областных и соответствующих им судов недостаточно мотивированы.

Не всегда соблюдаются установленные сроки рассмотрения жалоб и дел.

Некоторые областные и соответствующие им суды недостаточно глубоко изучают и анализируют работу по рассмотрению жалоб и дел в порядке надзора и причины допускаемых судами ошибок и нарушений закона; не всегда оказывают народным судам необходимую практическую помощь в правильном и единообразном применении законодательства, повышении качества рассмотрения уголовных дел.

В целях устранения имеющихся недостатков и дальнейшего совершенствования работы судов по рассмотрению жалоб и дел в порядке надзора Пленум Верховного Суда Российской Федерации

постановляет:

1. Судам необходимо повысить качество рассмотрения жалоб на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления по уголовным делам, имея в виду, что правильное и своевременное их разрешение является одной из гарантий восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан при осуществлении правосудия.

2. Обратить внимание председателей областных и соответствующих им судов на необходимость обеспечения тщательного изучения каждой жалобы, поданной в порядке надзора.

Не допускать отказа в истребовании дел, если содержащиеся в жалобе доводы не опровергаются доказательствами, приведенными в судебных документах, либо когда сами судебные решения вызывают сомнение в их законности и обоснованности.

В случае оставления жалобы без удовлетворения заявителю должен быть дан мотивированный ответ с обоснованием принятого решения.

3. Обеспечить глубокое изучение истребованных уголовных дел; тщательно проверять содержащиеся в жалобах доводы о допущенных по делу ошибках и нарушениях закона; своевременно принимать меры к восстановлению нарушенных прав граждан и защите интересов государства. В случае отказа в принесении протеста должно составляться заключение с изложением в нем обстоятельств дела и конкретных доказательств, опровергающих доводы жалобы, а заявителю следует направлять мотивированный ответ.

4. При рассмотрении дел по протестам в порядке надзора судам надлежит строго выполнять требования норм процессуального законодательства, регламентирующих производство в надзорной инстанции.

5. Разъяснить, что, исходя из смысла ст.373 УПК РСФСР, не могут быть по основаниям, ухудшающим положение осужденного, пересмотрены и отменены в порядке надзора по истечении года со дня вступления в законную силу приговоры, определения и постановления судов по вопросам, касающимся, в частности:

применения к осужденному акта амнистии;

применения отсрочки исполнения приговора или отклонения представления об отмене такой отсрочки;

непризнания осужденного особо опасным рецидивистом или исключения из приговора решения о таком признании вышестоящей судебной инстанцией;

исчисления срока отбывания наказания;

освобождения осужденного от отбывания наказания по болезни или инвалидности;

применения к осужденному условно-досрочного освобождения от наказания или замены неотбытой части наказания более мягким;

направления или перевода осужденного для отбывания наказания в исправительно-трудовое учреждение менее строгого режима;

сокращения испытательного срока лицу, условно осужденному с применением ст.44 УК РСФСР;

включения времени отбывания исправительных работ в общий трудовой стаж;

снятия судимости.

6. Суд, рассматривая дело по протесту в порядке надзора и принимая решение в отношении одного или нескольких лиц, не вправе одновременно отменить приговор (определение, постановление) в части оправдания или прекращения дела в отношении других лиц, если протест о них не принесен, поскольку отмена оправдательного приговора или определения (постановления) о прекращении уголовного дела ухудшает положение оправданного и лица, дело о котором прекращено.

7. Обратить внимание судов, что в тех случаях, когда рассмотрение дела по протесту в порядке надзора в отношении одних осужденных (оправданных) входит в компетенцию нижестоящей, а в отношении других - в компетенцию вышестоящей надзорной инстанции, дело рассматривается вышестоящей надзорной инстанцией в отношении всех лиц, о которых принесен протест.

Поэтому, если дело в отношении одного либо нескольких осужденных (оправданных) рассматривалось президиумом областного или соответствующего ему суда, протест в отношении этих лиц и других осужденных (оправданных), дело о которых в порядке надзора не рассматривалось, подлежит рассмотрению в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Дело, которое по протесту в порядке надзора рассматривалось вышестоящей инстанцией, может быть рассмотрено судом нижестоящей надзорной инстанции лишь в отношении тех осужденных (оправданных), решение о которых ранее не принималось ни одной из этих инстанций.

8. При рассмотрении дела в надзорной инстанции следует тщательно проверять выполнение судом, рассматривавшим дело в кассационном порядке, всех требований уголовно-процессуального законодательства; не оставлять без реагирования ни одного случая нарушения кассационной инстанцией материального или процессуального законодательства.

9. Рассматривая дело по протесту в порядке надзора, суд, в случае снижения наказания до трех и менее лет лишения свободы, вправе применить к осужденному ст.46-1 УК РСФСР, предусматривающую условия и порядок отсрочки исполнения приговора, и возложить на него предусмотренные законом обязанности.

10. Если при рассмотрении дела в порядке надзора в отношении лица, совершившего преступление, не представляющее большой общественной опасности, будет признано, что его исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания, суд может освободить такое лицо от уголовной ответственности и принять одно из решений, предусмотренных ч.3 ст.50 УК РСФСР. В таком случае приговор и последующие судебные решения подлежат отмене с прекращением дела на основании ст.6-1 УПК РСФСР.

11. Изменяя приговор ввиду несоответствия назначенного наказания тяжести совершенного преступления и личности осужденного, суд надзорной инстанции может принять во внимание имеющиеся в деле смягчающие ответственность обстоятельства, которые не были в полной мере учтены при постановлении приговора и рассмотрении дела в кассационном порядке, а также дополнительные материалы, если содержащиеся в них сведения о личности осужденного не требуют проверки.

12. Обратить внимание судов, что дополнительные материалы, представленные при протесте или истребованные по инициативе суда и послужившие наряду с другими доказательствами основанием для принятия решения надзорной инстанцией, во всех случаях должны быть приобщены к уголовному делу.

13. Президиумам областных и соответствующих им судов необходимо улучшить качество выносимых постановлений по уголовным делам; строго выполнять требования ст.ст.381 и 351 УПК РСФСР; в каждом постановлении приводить мотивы и основания принятого по делу решения, не допуская включения в постановление о направлении дела на новое рассмотрение формулировок, предрешающих выводы органов следствия или судов первой и второй инстанций по вопросам доказанности или недоказанности обвинения, оценки доказательств, применения уголовного закона и назначения наказания.

14. Верховным судам республик, краевым, областным судам, Московскому и Санкт-Петербургскому городским судам, судам автономной области и судам автономных округов постоянно анализировать практику рассмотрения жалоб и дел в порядке надзора, изучать причины поступления повторных жалоб, используя материалы обобщения для оказания помощи народным судам и принятия мер к устранению и предупреждению ошибок в применении материального и процессуального законодательства.

Учитывая, что деятельность президиумов областных и соответствующих им судов по пересмотру вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений по уголовным делам способствует единообразному и правильному применению законодательства, имеет важное значение для улучшения рассмотрения дел кассационными инстанциями и формирования судебной практики, председателям указанных судов принять меры к устранению имеющихся недостатков и дальнейшему повышению уровня работы президиумов.

 
 
 
     
 
Посмотреть оригинальный документ на сайте Верховного Суда РФ
 
     
     
 
Создание, поддержка и оптимизация Реклама и объявления
 
Обзоры практики по датам
2015 2014 2013 2012
2011 2010 2009 2008 2007 2006
2005 2004 2003 2002 2001 2000