|
Пленум отмечает, что Верховные суды республик, краевые, областные и соответствующие им суды Российской Федерации, выполняя возложенные на них функции надзора, в основном обеспечивают правильное и своевременное устранение ошибок и нарушений закона, допускаемых судами первой и кассационной инстанций.
Уменьшается число случаев необоснованного отказа в истребовании дел для проверки законности и обоснованности судебных решений и в принесении протестов; улучшается качество и сроки рассмотрения жалоб и дел по протестам в порядке надзора.
Вместе с тем не устранены отдельные факты невнимательного отношения к жалобам и заявлениям граждан; иногда жалобы рассматриваются без истребования дел, хотя содержащиеся в жалобах доводы не опровергаются доказательствами, приведенными в судебных документах, либо когда законность и обоснованность судебных решений вызывает сомнение. Некоторые ответы об отказе в истребовании дела или принесении протеста не содержат убедительных доводов принятого решения. Эти и подобные им нарушения нередко влекут за собой повторные жалобы или обращения граждан в вышестоящие инстанции.
Истребованные для проверки в порядке надзора уголовные дела не всегда изучаются с достаточной полнотой; не во всех случаях выполняются требования закона о проверке производства по делу в полном объеме и в отношении всех осужденных, в связи с чем иногда не обеспечивается своевременное и полное исправление допущенных ошибок. Имеют место факты необоснованного оставления протестов без удовлетворения, а также отмены и изменения законных и обоснованных приговоров и определений.
Допускаются случаи нарушения норм процессуального законодательства, регламентирующих условия и порядок рассмотрения дел в надзорной инстанции. Отменяя судебные решения с направлением дел на новое расследование или новое судебное рассмотрение, надзорные инстанции, в нарушение требований ст.380 УПК РСФСР, иногда дают указания, предрешающие выводы органов следствия либо суда первой инстанции по вопросам доказанности обвинения, квалификации преступления и меры наказания. Отдельные постановления президиумов областных и соответствующих им судов недостаточно мотивированы.
Не всегда соблюдаются установленные сроки рассмотрения жалоб и дел.
Некоторые областные и соответствующие им суды недостаточно глубоко изучают и анализируют работу по рассмотрению жалоб и дел в порядке надзора и причины допускаемых судами ошибок и нарушений закона; не всегда оказывают народным судам необходимую практическую помощь в правильном и единообразном применении законодательства, повышении качества рассмотрения уголовных дел.
В целях устранения имеющихся недостатков и дальнейшего совершенствования работы судов по рассмотрению жалоб и дел в порядке надзора Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Судам необходимо повысить качество рассмотрения жалоб на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления по уголовным делам, имея в виду, что правильное и своевременное их разрешение является одной из гарантий восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан при осуществлении правосудия.
2. Обратить внимание председателей областных и соответствующих им судов на необходимость обеспечения тщательного изучения каждой жалобы, поданной в порядке надзора.
Не допускать отказа в истребовании дел, если содержащиеся в жалобе доводы не опровергаются доказательствами, приведенными в судебных документах, либо когда сами судебные решения вызывают сомнение в их законности и обоснованности.
В случае оставления жалобы без удовлетворения заявителю должен быть дан мотивированный ответ с обоснованием принятого решения.
3. Обеспечить глубокое изучение истребованных уголовных дел; тщательно проверять содержащиеся в жалобах доводы о допущенных по делу ошибках и нарушениях закона; своевременно принимать меры к восстановлению нарушенных прав граждан и защите интересов государства. В случае отказа в принесении протеста должно составляться заключение с изложением в нем обстоятельств дела и конкретных доказательств, опровергающих доводы жалобы, а заявителю следует направлять мотивированный ответ.
4. При рассмотрении дел по протестам в порядке надзора судам надлежит строго выполнять требования норм процессуального законодательства, регламентирующих производство в надзорной инстанции.
5. Разъяснить, что, исходя из смысла ст.373 УПК РСФСР, не могут быть по основаниям, ухудшающим положение осужденного, пересмотрены и отменены в порядке надзора по истечении года со дня вступления в законную силу приговоры, определения и постановления судов по вопросам, касающимся, в частности:
применения к осужденному акта амнистии;
применения отсрочки исполнения приговора или отклонения представления об отмене такой отсрочки;
непризнания осужденного особо опасным рецидивистом или исключения из приговора решения о таком признании вышестоящей судебной инстанцией;
исчисления срока отбывания наказания;
освобождения осужденного от отбывания наказания по болезни или инвалидности;
применения к осужденному условно-досрочного освобождения от наказания или замены неотбытой части наказания более мягким;
направления или перевода осужденного для отбывания наказания в исправительно-трудовое учреждение менее строгого режима;
сокращения испытательного срока лицу, условно осужденному с применением ст.44 УК РСФСР;
включения времени отбывания исправительных работ в общий трудовой стаж;
снятия судимости.
6. Суд, рассматривая дело по протесту в порядке надзора и принимая решение в отношении одного или нескольких лиц, не вправе одновременно отменить приговор (определение, постановление) в части оправдания или прекращения дела в отношении других лиц, если протест о них не принесен, поскольку отмена оправдательного приговора или определения (постановления) о прекращении уголовного дела ухудшает положение оправданного и лица, дело о котором прекращено.
7. Обратить внимание судов, что в тех случаях, когда рассмотрение дела по протесту в порядке надзора в отношении одних осужденных (оправданных) входит в компетенцию нижестоящей, а в отношении других - в компетенцию вышестоящей надзорной инстанции, дело рассматривается вышестоящей надзорной инстанцией в отношении всех лиц, о которых принесен протест.
Поэтому, если дело в отношении одного либо нескольких осужденных (оправданных) рассматривалось президиумом областного или соответствующего ему суда, протест в отношении этих лиц и других осужденных (оправданных), дело о которых в порядке надзора не рассматривалось, подлежит рассмотрению в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Дело, которое по протесту в порядке надзора рассматривалось вышестоящей инстанцией, может быть рассмотрено судом нижестоящей надзорной инстанции лишь в отношении тех осужденных (оправданных), решение о которых ранее не принималось ни одной из этих инстанций.
8. При рассмотрении дела в надзорной инстанции следует тщательно проверять выполнение судом, рассматривавшим дело в кассационном порядке, всех требований уголовно-процессуального законодательства; не оставлять без реагирования ни одного случая нарушения кассационной инстанцией материального или процессуального законодательства.
9. Рассматривая дело по протесту в порядке надзора, суд, в случае снижения наказания до трех и менее лет лишения свободы, вправе применить к осужденному ст.46-1 УК РСФСР, предусматривающую условия и порядок отсрочки исполнения приговора, и возложить на него предусмотренные законом обязанности.
10. Если при рассмотрении дела в порядке надзора в отношении лица, совершившего преступление, не представляющее большой общественной опасности, будет признано, что его исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания, суд может освободить такое лицо от уголовной ответственности и принять одно из решений, предусмотренных ч.3 ст.50 УК РСФСР. В таком случае приговор и последующие судебные решения подлежат отмене с прекращением дела на основании ст.6-1 УПК РСФСР.
11. Изменяя приговор ввиду несоответствия назначенного наказания тяжести совершенного преступления и личности осужденного, суд надзорной инстанции может принять во внимание имеющиеся в деле смягчающие ответственность обстоятельства, которые не были в полной мере учтены при постановлении приговора и рассмотрении дела в кассационном порядке, а также дополнительные материалы, если содержащиеся в них сведения о личности осужденного не требуют проверки.
12. Обратить внимание судов, что дополнительные материалы, представленные при протесте или истребованные по инициативе суда и послужившие наряду с другими доказательствами основанием для принятия решения надзорной инстанцией, во всех случаях должны быть приобщены к уголовному делу.
13. Президиумам областных и соответствующих им судов необходимо улучшить качество выносимых постановлений по уголовным делам; строго выполнять требования ст.ст.381 и 351 УПК РСФСР; в каждом постановлении приводить мотивы и основания принятого по делу решения, не допуская включения в постановление о направлении дела на новое рассмотрение формулировок, предрешающих выводы органов следствия или судов первой и второй инстанций по вопросам доказанности или недоказанности обвинения, оценки доказательств, применения уголовного закона и назначения наказания.
14. Верховным судам республик, краевым, областным судам, Московскому и Санкт-Петербургскому городским судам, судам автономной области и судам автономных округов постоянно анализировать практику рассмотрения жалоб и дел в порядке надзора, изучать причины поступления повторных жалоб, используя материалы обобщения для оказания помощи народным судам и принятия мер к устранению и предупреждению ошибок в применении материального и процессуального законодательства.
Учитывая, что деятельность президиумов областных и соответствующих им судов по пересмотру вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений по уголовным делам способствует единообразному и правильному применению законодательства, имеет важное значение для улучшения рассмотрения дел кассационными инстанциями и формирования судебной практики, председателям указанных судов принять меры к устранению имеющихся недостатков и дальнейшему повышению уровня работы президиумов. |
|