|
Пленум отмечает, что суды Российской Федерации, обеспечивая в основном правильное применение законодательства об ответственности за спекуляцию, за последнее время повысили качество судебного разбирательства уголовных дел этой категории и рассмотрения дел об административной ответственности за мелкую спекуляцию.
Вместе с тем кассационная и надзорная практика, материалы обобщения, проведенного Верховным Судом РСФСР совместно с Министерством юстиции РСФСР, свидетельствуют, что в деятельности некоторых судов имеются недостатки и ошибки, снижающие эффективность борьбы со спекуляцией, наносящей существенный вред советской торговле и интересам покупателей.
Вопреки требованиям закона и разъяснениям, содержащимся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР по применению законодательства об ответственности за спекуляцию, отдельные суды не предъявляют должной требовательности к качеству предварительного следствия по делам указанной категории и сами не принимают достаточных мер к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств совершения преступления, к выявлению и устранению причин и условий, способствовавших спекуляции. Нередко допускаются ошибки при квалификации действий виновных, когда спекуляция сопряжена с хищениями государственного и общественного имущества, хозяйственными и должностными преступлениями.
При рассмотрении дел об административной ответственности за мелкую спекуляцию народные суды не всегда точно устанавливают размер наживы, в связи с чем меры административного взыскания применяются иногда в отношении лиц, совершивших спекуляцию, влекущую по характеру содеянного уголовную ответственность.
Некоторые суды еще недооценивают повышенную общественную опасность спекуляции, связанной с другими преступлениями, а также скупки и перепродажи с целью наживы продукции сельского хозяйства и продовольственных товаров.
Не всегда соблюдаются требования закона об индивидуализации наказания, в результате чего имеют место факты послабления в отношении лиц, совершивших спекуляцию неоднократно, в крупных размерах, ранее судимых за это преступление. В то же время имеются случаи, когда наказание в виде лишения свободы назначается лицам, совершившим спекуляцию впервые, получившим или пытавшимся получить наживу в небольших размерах и способным встать на путь исправления без изоляции от общества.
При осуждении за спекуляцию, предусмотренную ч.1 ст.154 УК РСФСР, суды не во всех необходимых случаях решают вопрос о конфискации имущества виновных. Нередко конфискация имущества не применяется к осужденным за спекуляцию, совершенную при квалифицирующих обстоятельствах, хотя назначение этой дополнительной меры наказания в соответствии с законом является обязательным.
При рассмотрении уголовных дел о спекуляции и дел об административной ответственности за мелкую спекуляцию не всегда решаются вопросы о конфискации изъятых у виновных предметов спекуляции как вещественных доказательств, об обращении в доход государства денег и иных ценностей, нажитых в результате скупки и перепродажи товаров, а также о взыскании в доход государства стоимости неосновательно приобретенного, когда деньги и ценности, добытые преступным путем, не обнаружены.
В целях устранения имеющихся недостатков и усиления роли судов в борьбе со спекуляцией Пленум Верховного Суда РСФСР
постановляет:
1. Учитывая повышенную общественную опасность спекуляции, обратить внимание судов на необходимость решительной борьбы с этим преступлением, наносящим существенный вред советской торговле и интересам граждан. Суды должны неукоснительно соблюдать законодательство об ответственности за спекуляцию, руководствуясь разъяснениями Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР по его применению, повысить качество рассмотрения уголовных дел о спекуляции и дел об административной ответственности за мелкую спекуляцию. При этом особое внимание следует уделять делам о скупке и перепродаже с целью наживы продукции сельскохозяйственного производства и продовольственных товаров, а также делам о спекуляции, сопряженной с хищением социалистического имущества, злоупотреблением служебным положением, взяточничеством и другими преступлениями.
2. Поскольку административная ответственность за мелкую спекуляцию наступает в случаях, когда размер полученной или предполагаемой наживы не превышает 30 руб., народные судьи при рассмотрении дел об этих правонарушениях должны тщательно выяснять вопросы о количестве скупленных и перепроданных товаров или иных предметов, их стоимости и размере наживы, не допуская фактов привлечения к административной ответственности лиц, в действиях которых содержится состав преступления, предусмотренного ст.154 УК РСФСР.
3. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.2 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 27 ноября 1981 г. №8 "О практике применения судами законодательства об ответственности за спекуляцию и ходе выполнения постановления Пленума Верховного Суда СССР от 13 декабря 1974 г. №11 "О судебной практике по делам о спекуляции", судам необходимо повысить требовательность к качеству предварительного следствия по делам этой категории. При рассмотрении каждого дела следует выяснять, выполнены ли органами следствия требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств совершенного преступления, установлены ли все лица, содействовавшие спекулянтам, и приняты ли меры для привлечения их к ответственности. При наличии недостатков, свидетельствующих о неполноте проведенного расследования, суды должны принимать меры к их устранению, обращая особое внимание на выявление источников и конкретных способов приобретения предметов спекуляции, каналов их сбыта и установление всех участников преступления. Если пробелы следствия не могут быть восполнены в судебном заседании, дело должно быть направлено на дополнительное расследование.
4. Разъяснить, что спекуляция имеет место и в тех случаях, когда скупленное для перепродажи с целью наживы имущество оплачивается виновным не в момент скупки, а после перепродажи. Суды должны учитывать также, что, согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РСФСР в п.6 постановления от 29 октября 1963 г. №20 "О судебной практике по делам о спекуляции", для состава преступления, предусмотренного ст.154 УК РСФСР, не имеет значения, извлекло ли лицо от перепродажи скупленных товаров предполагаемую выгоду.
5. При наличии предварительного сговора на спекуляцию между лицами, одни из которых скупали товары или иные предметы для последующей перепродажи с целью наживы, а другие перепродавали их, содеянное этими лицами должно признаваться умышленным совместным участием в спекуляции (совиновничеством). Лица, оказавшие содействие спекулянту в перевозке, хранении скупленного товара и иных предметов, в подыскании покупателей и т.д., должны признаваться пособниками в совершении спекуляции и нести ответственность по ст.ст.17 и 154 УК РСФСР.
6. Судам необходимо учитывать, что в соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда СССР в п.9 постановления от 13 декабря 1974 г. №11, скупка и перепродажа с целью наживы имущества, заведомо добытого преступным путем, должна квалифицироваться по ст.ст.154 и 208 УК РСФСР, а в случаях, когда скупка товаров или других предметов связана с соучастием в хищении либо ином незаконном завладении имуществом, такие действия должны квалифицироваться по совокупности как спекуляция и соучастие в хищении или ином незаконном завладении имуществом. Вместе с тем следует иметь в виду, что в случае, если лицо непосредственно участвовало в хищении в качестве исполнителя, то факт продажи им похищенного по цене, превышающей его стоимость, не образует состава спекуляции и ответственность виновного наступает лишь за хищение имущества.
7. При отграничении состава преступления, предусмотренного ст.154 УК РСФСР, от спекуляции валютными ценностями судам необходимо руководствоваться разъяснением, содержащимся в п.2 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1980 г. №3 "О судебной практике по делам о нарушениях правил о валютных операциях", согласно которому ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий не относятся к валютным ценностям. В связи с этим скупка и перепродажа с целью наживы этих изделий либо их лома должны квалифицироваться по ст.154 УК РСФСР.
8. Работники торговли, продавшие товары со складов баз и из подсобных помещений предприятий (организаций) торговли или общественного питания заведомо для спекуляции, подлежат ответственности по совокупности преступлений - за нарушение правил торговли и соучастие в спекуляции, а если эти действия совершены должностным лицом и в них содержатся признаки злоупотребления служебным положением, также и по ст.170 УК РСФСР.
9. Суды обязаны строго выполнять требования ст.37 УК РСФСР об индивидуализации наказания, не допуская послаблений в отношении злостных спекулянтов, их активных пособников и организаторов преступлений. Назначая предусмотренные законом строгие меры наказания за спекуляцию при квалифицирующих обстоятельствах, судам вместе с тем следует обсуждать вопрос о возможности назначения наказания, не связанного с лишением свободы, лицам, совершившим спекуляцию впервые, получившим при этом или пытавшимся получить наживу в небольших размерах, занимающихся общественно полезным трудом и способным встать на путь исправления без изоляции от общества.
10. Судам надлежит неукоснительно выполнять требования закона о применении к осужденным за спекуляцию дополнительного наказания в виде конфискации имущества и разъяснения по этому вопросу, данные в п.11 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 13 декабря 1974 г. №11 и п.12 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 29 октября 1963 г. №20. Поскольку за спекуляцию при квалифицирующих обстоятельствах конфискация имущества предусмотрена в качестве обязательной дополнительной меры наказания, неприменение ее в этих случаях может иметь место лишь при наличии условий, предусмотренных ст.43 УК РСФСР, и должно быть мотивировано в приговоре со ссылкой на указанную статью. Применение к лицу условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением к труду либо назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией закона, само по себе не является основанием для освобождения осужденного от этого дополнительного наказания.
11. Если при рассмотрении дела о спекуляции будет установлено, что преступление было совершено лицом с использованием своего положения по должности либо при занятии определенной деятельностью, суд в соответствии со ст.29 УК РСФСР вправе назначить виновному дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
12. Обратить внимание народных судей, что при решении вопроса о размере штрафа за мелкую спекуляцию необходимо учитывать характер совершенного правонарушения (количество скупленных и перепроданных товаров или других предметов, размер реально полученной либо предполагаемой наживы), личность виновного, имущественное положение и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Выводы по этому вопросу должны быть мотивированы в постановлении о применении административного взыскания.
13. Суды обязаны строго руководствоваться разъяснениями, содержащимися в п.12 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 13 декабря 1974 г. №11, о том, что принадлежащие виновным предметы спекуляции, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат конфискации в соответствии со ст.86 УПК РСФСР, а нажитые преступным путем деньги и иные ценности- обращению в доход государства. В тех случаях, когда деньги и иные нажитые преступным путем ценности не обнаружены, сумма неосновательно приобретенного подлежит взысканию с виновного в доход государства в соответствии со ст.473 ГК РСФСР. Предметы спекуляции, находящиеся у покупателей, за исключением вещей, изъятых из оборота, конфискации не подлежат.
14. Судам следует уделять особое внимание выявлению причин и условий, способствовавших спекуляции, и принятию мер к их устранению. В случаях установления при судебном разбирательстве недостатков и упущений в деятельности предприятий, учреждений и иных кооперативных и общественных организаций по производству и реализации товаров, фактов бесконтрольности, злоупотребления должностных лиц служебным положением, сокрытия от покупателей товаров, продажи их со складов, баз и из подсобных помещений предприятий (организаций) торговли и общественного питания и иных нарушений, создающих условия для скупки товаров с целью последующей их перепродажи по повышенным ценам, следует обращать на них внимание руководителей предприятий, учреждений, организаций и других лиц частными определениями.
15. Верховным Судам АССР, краевым, областным, Московскому и Ленинградскому городским судам, судам автономных областей и автономных округов обеспечить надлежащий надзор за правильным и единообразным применением народными судами законодательства об ответственности за спекуляцию и выполнением ими руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР по его применению. Повысить роль кассационных инстанций в своевременном выявлении и устранении ошибок и нарушений закона, допускаемых при рассмотрении дел о спекуляции. Периодически изучать судебную практику по делам этой категории, используя материалы обобщений для повышения уровня осуществления правосудия, совершенствования деятельности судов по усилению борьбы со спекуляцией, а также для информации соответствующих органов о причинах и условиях, способствовавших ее совершению. |
|