Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации

Обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации

     
     
Постановления Пленума по датам
2015 2014 2013 2012
2011 2010 2009 2008 2007 2006
2005 2004 2003 2002 2001 2000
1999 1998 1997 1996 1995 1994
1993 1992 1991 1990 1989 1988
1987 1986 1985 1984 1983 1982
1981 1980-1972 1971-1961 СССР
 
Постановления Пленума по отраслям
Административное право
Гражданское право
Уголовное право
Процессуальное право
 
 
   
     
 

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 апреля 1984 года №1

(признано утратившим силу, ППВС РФ №11 от 21 декабря 1993 года)

 
     
 
Скачать Постановление Пленума ВС РСФСР №1 от 17.04.1984
 
 
pdf (263 Kb)       doc (49 Kb)      doc in rar (13 Kb)
 
 
 
     
     
  Аналитика и комментарии к Постановлению Пленума ВС РСФСР №1 от 17.04.1984 года
"О практике применения судами РСФСР Законодательства и выполнении постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. №16 "О судебной практике по делам о взяточничестве" на сегодняшний день отсутствуют
 
     
     
     
 

Текст Постановления Пленума Верховного суда РСФСР от 17 апреля 1984 года №1

 
  О практике применения судами РСФСР Законодательства и выполнении постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. №16 «О судебной практике по делам о взяточничестве»  
     
 

Обсудив практику применения судами Республики законодательства и выполнения постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. №16 "О судебной практике по делам о взяточничестве", Пленум отмечает, что суды Российской Федерации за последнее время приняли определенные меры к улучшению качества рассмотрения дел данной категории.

Вместе с тем кассационная и надзорная практика, а также материалы проведенного Верховным Судом РСФСР обобщения свидетельствует, что в этой работе судов имеются существенные недостатки.

Вопреки закону и разъяснениям Пленума Верховного Суда СССР суды не всегда предъявляют должную требовательность к качеству предварительного следствия, в связи с чем нередко принимают к своему производству дела, по которым не выяснены все обстоятельства, имеющие существенное значение для постановления правильного и обоснованного приговора; при рассмотрении дела в судебном заседании иногда не принимают необходимых мер к восполнению пробелов следствия, допускают нарушения требований материального и процессуального законов.

В результате до сих пор по ряду дел не устанавливаются и не привлекаются к уголовной ответственности все лица, участвовавшие во взяточничестве; допускаются ошибки в решении вопроса о субъекте преступления, в квалификации действий лиц, получивших взятки неоднократно, путем вымогательства, либо с использованием должностным лицом своего ответственного положения, а равно в случаях, когда взяточничество связано с хищением социалистического имущества, злоупотреблением служебным положением, другими должностными и хозяйственными преступлениями. Некоторые суды при назначении наказания проявляют неоправданную снисходительность к лицам, виновным в получении, даче взятки либо посредничестве во взяточничестве при квалифицирующих обстоятельствах; не устранены недостатки в назначении осужденным дополнительных мер наказания. Не всегда обращаются в доход государства деньги и иные ценности, являвшиеся предметом взятки.

Не всеми судами уделяется должное внимание работе по профилактике взяточничества, не в полной мере выполняются требования закона о выявлении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятии мер к их устранению путем вынесения частных определений (постановлений).

Верховные Суды автономных республик, краевые, областные и соответствующие им суды недостаточно осуществляют надзор за правильным и единообразным применением народными судами законодательства об ответственности за взяточничество и выполнением ими руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР; не всегда своевременно выявляют и устраняют ошибки и нарушения закона, допущенные при рассмотрении дел этой категории.

Пленум Верховного Суда РСФСР

постановляет:

1. Обратить внимание судов на необходимость устранения отмеченных недостатков и принятия мер к повышению уровня осуществления правосудия по делам о взяточничестве. Обеспечить по каждому делу строгое выполнение всех требований материального и процессуального законодательства и неукоснительное соблюдение разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. №16 "О судебной практике по делам о взяточничестве".

2. Повысить требовательность к качеству предварительного следствия.

В стадии предания суду тщательно проверять, собраны ли по делу доказательства, достаточные для его рассмотрения в судебном заседании. Если в результате односторонности или неполноты дознания и предварительного следствия остались невыясненными обстоятельства, установление которых имеет существенное значение для правильного разрешения дела, возвращать его для дополнительного расследования.

В судебном заседании выяснять, установлены ли органами предварительного следствия все участники преступления и лица, к нему причастные. При установлении фактов необоснованного отказа в возбуждении или прекращения дела в отношении кого-либо из указанных лиц суд, в соответствии с п.2 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г., обязан реагировать на это частным определением, а при наличии достаточных оснований - возбуждать в отношении таких лиц уголовное дело в порядке, предусмотренном ст.256 УПК РСФСР.

3. В соответствии с законом лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки или после дачи взятки оно добровольно заявило о случившемся. Поэтому в случае исключения из обвинения взяткополучателя квалифицирующего признака - вымогательства взятки либо неподтверждения факта добровольного заявления лица о даче взятки, суд на основании ст.256 УПК РСФСР должен обсудить вопрос о возбуждении дела в отношении взяткодателя независимо от наличия в деле постановления органа дознания, следователя или прокурора об отказе в возбуждении либо о прекращении дела в отношении такого лица по тому же обвинению.

4. Поскольку субъектом преступления, предусмотренного ст.173 УК РСФСР, могут быть признаны только лица, круг полномочий которых дан в примечании к ст.170 УК РСФСР, еще раз обратить внимание судов на необходимость в каждом случае с особой тщательностью выяснять вопрос, осуществляло ли лицо, привлеченное к ответственности за получение взятки, функции должностного лица.

5. При решении вопросов, связанных с квалификацией взяточничества по признакам ответственного положения должностного лица, получившего взятку, вымогательства взятки, получения, дачи взятки или посредничества во взяточничестве неоднократно, суды обязаны строго соблюдать требования закона и руководствоваться разъяснениями, содержащимися в п.7 названного постановления Пленума Верховного Суда СССР, а в тех случаях, когда взяточничество было связано с хищением государственного или общественного имущества, злоупотреблением служебным положением, другими должностными и хозяйственными преступлениями, разъяснениями, содержащимися в пунктах 9 и 10 этого постановления Пленума.

6. Учитывая повышенную общественную опасность взяточничества, судам при рассмотрении дел этой категории необходимо неукоснительно соблюдать требования закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания, не допуская послабления и неоправданной снисходительности к лицам, совершившим указанные преступления при квалифицирующих обстоятельствах.

Если суд по предусмотренным в законе основаниям придет к выводу о возможности применения к осужденному наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкциями ст.ст.173, 174 и 174 УК РСФСР, либо условного осуждения, он, в соответствии с требованиями ст.314 УПК РСФСР, обязан мотивировать в приговоре назначение наказания с применением ст.ст.43 или 44 УК РСФСР.

7. Имея в виду важное значение применения по делам о взяточничестве дополнительных мер наказания, судам необходимо:

строго соблюдать требования закона об обязательном применении конфискации имущества при осуждении лица за получение взятки или квалифицированное посредничество во взяточничестве; неприменение конфискации в этих случаях может иметь место лишь при наличии условий, предусмотренных ст.43 УК РСФСР, и должно быть мотивировано в приговоре;

шире использовать предоставленное ст.29 УК РСФСР право назначать осужденным за взяточничество дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в каждом случае осуждения за получение взятки, а также за дачу взятки или посредничество во взяточничестве при квалифицирующих обстоятельствах лиц, имеющих воинское, специальные, почетные и другие звания, либо государственные награды, обсуждать вопрос о применении ст.36 УК РСФСР, предусматривающей возможность лишения осужденных за тяжкие преступления воинских и других званий, а также орденов, медалей и почетных званий.

8. По всем делам о взяточничестве суды должны обеспечить безусловное выполнение требований закона и разъяснений, содержащихся в п.12 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 года, об обращении в доход государства на основании п.4 ст.86 УПК РСФСР изъятых и признанных вещественными доказательствами денег и других материальных ценностей, переданных в виде взятки, а если предмет взятки не обнаружен о взыскании с осужденных, в соответствии со ст.473 ГК РСФСР, неосновательно приобретенного.

9. В силу ст.ст.21 и 21-2 УПК РСФСР суды обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие взяточничеству, и частными определениями (постановлениями) обращать на них внимание государственных органов, общественных организаций или должностных лиц для принятия необходимых мер к их устранению.

При наличии в деле представления органа дознания, следователя, прокурора по указанным вопросам выяснять, какие меры по нему приняты, а в случаях, когда мер не принималось, указать об этом в частном определении (постановлении) и, при наличии к тому оснований, поставить вопрос об ответственности соответствующих лиц.

Если дача взятки привела к предоставлению взяткодателю незаконных прав, благ и преимуществ, судам следует также выносить частные определения (постановления) о принятии мер к устранению таких последствий.

10. В целях повышения уровня воспитательно-профилактической деятельности судов в борьбе со взяточничеством чаще привлекать к участию в судебном разбирательстве по делам этой категории представителей общественных организаций и трудовых коллективов; шире использовать средства массовой информации для освещения результатов рассмотрения таких дел, обращая особое внимание на недостатки в деятельности предприятий, учреждений, организаций и отдельных должных лиц, в результате которых взяточничество стало возможным (факты волокиты и бюрократизма, нарушения советского законодательства, ущемления прав и законных интересов граждан и др.).

11. Верховным Судам автономных республик, краевым, областным, Московскому и Ленинградскому городским судам, судам автономных областей и автономных округов усилить надзор за правильным и единообразным применением народными судами законодательства об ответственности за взяточничество и выполнением ими руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. №16 "О судебной практике по делам о взяточничестве". Периодически изучать судебную практику по делам этой категории, анализировать причины допускаемых ошибок и своевременно принимать меры к их устранению и предупреждению.

 
 
 
     
 
Посмотреть оригинальный документ на сайте Верховного Суда РФ
 
     
     
 
Создание, поддержка и оптимизация Реклама и объявления
 
Обзоры практики по датам
2015 2014 2013 2012
2011 2010 2009 2008 2007 2006
2005 2004 2003 2002 2001 2000