|
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации и пунктом 4 статьи 58 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке осуществления права законодательной инициативы проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР".
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в Гражданский
процессуальный кодекс РСФСР
Статья 1. Внести в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР следующие изменения и дополнения:
1. Статью 80 дополнить частью четвертой следующего содержания:
" Вопрос об освобождении от уплаты судебных расходов в связи с подачей
надзорной жалобы решает судья того суда, в котором дело было рассмотрено по первой инстанции."
2. Статью 81 дополнить частью второй следующего содержания:
"Вопрос об отсрочке или рассрочке уплаты судебных расходов в связи с подачей надзорной жалобы либо об уменьшении этих расходов разрешается в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 80 настоящего Кодекса."
3. Статью 82 изложить в следующей редакции:
"Каждое исковое заявление, первоначальное и встречное, заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора в уже начатом процессе, заявление о выдаче судебного приказа, заявление (жалоба) по делам особого производства, кассационная жалоба, а также надзорная жалоба, если обжалуемые судебные постановления не были обжалованы в кассационном порядке, оплачиваются в размере, установленном Законом Российской Федерации "О государственной пошлине."
4. Дополнить Кодекс статьей 321-1 следующего содержания:
"Статья 321 -1. Подача надзорной жалобы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР"
19 июля 1997 года вступил в силу принятый Государственной Думой 20 июня 1997 г. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине".
Этим Федеральным законом был дополнен новыми подпунктами 2 и 3 пункт 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" , регулирующий размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Указанные подпункты предусмотрели два дополнительных случая, когда заявитель обязан уплатить государственную пошлину при обращении в суд общей юрисдикции:
1)с заявлением о повторной выдаче судебного приказа;
2)с надзорной жалобой по делу, которое не было обжаловано в кассационном порядке.
Между тем в главу 7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, посвященную судебным расходам, составной частью которых является государственная пошлина, до настоящего времени не внесены соответствующие изменения и дополнения.
Это вызвало у судов общей юрисдикции серьезные затруднения в решении вопросов, связанных с отсрочкой, рассрочкой уплаты государственной пошлины , уменьшением ее размера либо освобождением от уплаты при принятии надзорных жалоб по делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке, поскольку в ГПК РСФСР указанные вопросы применительно к рассматриваемому случаю взыскания государственной пошлины не урегулированы.
В проекте Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР" предлагается установить механизм решения этих очень насущных для практики вопросов.
К надзорной жалобе, если обжалуемые судебные постановления не были обжалованы в кассационном порядке, должен быть приложен документ об уплате государственной пошлины.
Надзорная жалоба, не оплаченная государственной пошлиной в установленном размере и не содержащая просьбы об освобождении от ее уплаты либо отсрочке, рассрочке уплаты или уменьшении размера, возвращается заявителю без рассмотрения с разъяснением причин возврата."
Президент Российской Федерации Б.Ельцин |
|