Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации

Обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации

     
     
Постановления Пленума по датам
2015 2014 2013 2012
2011 2010 2009 2008 2007 2006
2005 2004 2003 2002 2001 2000
1999 1998 1997 1996 1995 1994
1993 1992 1991 1990 1989 1988
1987 1986 1985 1984 1983 1982
1981 1980-1972 1971-1961 СССР
 
Постановления Пленума по отраслям
Административное право
Гражданское право
Уголовное право
Процессуальное право
 
 
   
     
 

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2000 года №27

 
     
 
Скачать Постановление Пленума ВС РФ №27 от 11.09.2000
 
 
pdf (216 Kb)       doc (134 Kb)      doc in rar (19.7 Kb)
 
 
 
     
     
  Аналитика и комментарии к Постановлению Пленума ВС РФ №27 от 11.09.2000 года
"О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О судебных приставах", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" на сегодняшний день отсутствуют
 
     
     
     
 

Текст Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11 сентября 2000 года №27

 
  О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О судебных приставах", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"
 
     
 

Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации

постановляет:

внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке осуществления права законодательной инициативы проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О судебных приставах", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О судебных приставах"

Статья 1.
Внести в Федеральный закон "О судебных приставах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №30, ст. 3591) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:

"Глава I
Общие положения


Статья 1. Задачи судебных приставов

На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов (за исключением Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Статья 2.
Правовая основа деятельности судебных приставов

В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), Министерства юстиции Российской Федерации.

Статья 3.
Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий высшее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: "Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава".

3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

Статья 4. Судебные приставы

1. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности федеральных судов общей юрисдикции (далее - судебный пристав судов общей юрисдикции), судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности федеральных арбитражных судов (далее - судебный пристав арбитражных судов), и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (далее - судебный пристав-исполнитель). Требования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в равной мере распространяются на судебных приставов судов общей юрисдикции, арбитражных судов и судебных приставов-исполнителей.

2. Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы судов общей юрисдикции и арбитражных судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

3. Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, им выдаются служебные удостоверения, образцы которых утверждаются Генеральным директором Судебного департамента для судебных приставов судов общей юрисдикции и Министром юстиции Российской Федерации для судебных приставов арбитражных судов и судебных приставов-исполнителей органов юстиции.

Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.

4. Судебным приставам присваиваются классные чины работников юстиции, а судебным приставам военных судов могут присваиваться воинские звания.

Статья 5.
Организация деятельности судебных приставов

1. В структуре Судебного департамента образуется Главное управление судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов общей юрисдикции (далее - Главное управление судебных приставов), возглавляемое начальником Главного управления судебных приставов.

В управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации образуются отделы (отделения) судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов общей юрисдикции (далее - отделы), возглавляемые начальниками отделов, а также районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов общей юрисдикции, возглавляемые старшими судебными приставами.

В структуре Главного управления по обеспечению деятельности военных судов Судебного департамента (далее - Главное управление военных судов) образуется служба судебных приставов военных судов, состоящая из старших судебных приставов, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности военных судов и судебных приставов-исполнителей военных судов, возглавляемая заместителем начальника Главного управления военных судов - главным военным судебным приставом.

2. Министерство юстиции Российской Федерации образует службу судебных приставов, состоящую из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности арбитражных судов и судебных приставов-исполнителей органов юстиции, возглавляемую заместителем Министра юстиции Российской Федерации - главным судебным приставом Российской Федерации.

Указанная служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.

В службу судебных приставов входят:

Департамент судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, возглавляемый заместителем главного судебного пристава Российской Федерации;

службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации (далее - службы судебных приставов), возглавляемые заместителями начальников органов юстиции Субъектов Российской Федерации - главными судебными приставами субъектов Российской Федерации;

районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности арбитражных судов и судебных приставов-исполнителей органов юстиции, возглавляемые старшими судебными приставами.

3. Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации определяется настоящим Федеральным законом и федеральными конституционными законами об этих судах.

Статья 6.
Порядок назначения на должность и освобождения от должности судебных приставов

1. Начальник Главного управления судебных приставов Судебного департамента и главный военный судебный пристав назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным директором Судебного департамента.

Начальники отделов судебных приставов управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, старшие судебные приставы и судебные приставы судов общей юрисдикции назначаются на должность и освобождаются от должности начальниками управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

2. Главный судебный пристав Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра юстиции Российской Федерации.

Заместитель главного судебного пристава Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Министром юстиции Российской Федерации.

3. Главные судебные приставы субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности главным судебным приставом Российской Федерации по представлению министра юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации или начальника соответствующего органа юстиции.

4. Старшие судебные приставы, судебные приставы арбитражных судов и судебные приставы-исполнители органов юстиции в субъектах Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов Российской Федерации.

5. Судебные приставы военных судов назначаются на должности и освобождаются от должностей, учреждаемых для Судебного департамента, в порядке, определяемом Генеральным директором Судебного департамента.

Должности судебных приставов военных судов замещаются военнослужащими, прикомандированными к Судебному департаменту в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а также лицами гражданского персонала.

Глава II
Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации и Судебного департамента по организации деятельности судебных приставов


Статья 7.
Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации и Судебного департамента по организации деятельности судебных приставов

1. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов через главного судебного пристава Российской Федерации.

Судебный департамент осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью Главного управления судебных приставов и службы судебных приставов Главного управления военных судов соответственно через начальника Главного управления судебных приставов и главного военного судебного пристава.

2. Органы юстиции субъектов Российской Федерации осуществляют организационное и методическое руководство деятельностью соответствующих служб судебных приставов через главных судебных приставов субъектов Российской Федерации.

Управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации осуществляют организационное и методическое руководство деятельностью соответствующих отделов судебных приставов через начальников отделов судебных приставов.

Статья 8. Полномочия главного судебного пристава Российской Федерации и начальника Главного управления судебных приставов Судебного департамента Главный судебный пристав Российской Федерации и начальник Главного управления судебных приставов Судебного департамента обладают следующими полномочиями в отношении подчиненных им судебных приставов:

осуществляют руководство деятельностью судебных приставов;

издают приказы, указания и распоряжения, регулирующие вопросы организации деятельности судебных приставов и порядок реализации мер материального и социального обеспечения судебных приставов, обязательные для исполнения;

в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливают штаты и структуру соответствующих подразделений (отделов) судебных приставов;

осуществляют финансовое и материально-техническое обеспечение судебных приставов;
рассматривают жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;

отменяют незаконные и необоснованные постановления судебных приставов;

несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов.

Статья 9.
Полномочия главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, главного военного судебного пристава и начальника Управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации

1. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации обладает следующими полномочиями в отношении подчиненных ему судебных приставов:

осуществляет руководство деятельностью судебных приставов;

образует подразделения судебных приставов, координирует и контролирует их деятельность;

назначает на должность и освобождает от должности судебных приставов, организует их профессиональную и специальную подготовку и проводит их аттестацию;

перемещает в случае необходимости судебных приставов из одних подразделений в другие в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе;

в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру подразделений судебных приставов;

поощряет судебных приставов за успехи в работе и налагает на них взыскания за нарушения трудовой дисциплины;

осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение судебных приставов;

организует выполнение приказов, методических указаний и инструкций вышестоящих органов и должностных лиц;

рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;

отменяет незаконные и необоснованные постановления судебных приставов;

несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов.

2. Начальник Управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации и главный военный судебный пристав обладают полномочиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи в отношении подчиненных им судебных приставов.

Статья 10.
Полномочия старшего судебного пристава

1. Старшие судебные приставы возглавляют соответствующие подразделения судебных приставов.

2. Старший судебный пристав:

организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на подчиненных ему судебных приставов;

координирует действия соответствующих судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и специализированных подразделений органов внутренних дел по обеспечению безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей, судебных приставов-исполнителей;

является распорядителем депозитного счета подразделения судебных приставов;

отменяет незаконные и необоснованные постановления подчиненных ему судебных приставов;

осуществляет специальные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Глава III.
Обязанности и права судебных приставов


Статья 11.
Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов

1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов:
обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;

исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений;
проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;

поддерживает общественный порядок в судебных помещениях;

взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции;

осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий;

проходит специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

2. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности военных судов обладают полномочиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи. Судебные приставы иных судов общей юрисдикции обладают полномочиями, предусмотренными указанным пунктом настоящей статьи.

3. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности арбитражных судов и судов общей юрисдикции при исполнении служебных обязанностей имеют право:

обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск, а судебные приставы военных судов также к военному командованию;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Статья 12.
Обязанности и права судебных приставов-исполнителей

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника - помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Статья 13.
Соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций

Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Статья 14.
Обязательность требований судебного пристава

1. Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации.

2. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.

3. Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом.

Статья 15. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Судебные приставы судов общей юрисдикции и арбитражных судов имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены статьями 15-18 настоящего Федерального закона, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

2. При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебные приставы судов общей юрисдикции и арбитражных судов обязаны:

предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения предъявленных требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;

применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным;

обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.

3. О всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебные приставы судов общей юрисдикции и арбитражных судов в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщают старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляют прокурора.

4. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью присутствующих в суде лиц. Превышение полномочий при применении указанных силы, средств и оружия влечет ответственность, установленную законом.

Статья 16.
Применение физической силы

Судебные приставы судов общей юрисдикции и арбитражных судов могут применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо для задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.

Статья 17.
Применение специальных средств

1. Судебные приставы судов общей юрисдикции и арбитражных судов могут применять специальные средства, имеющиеся на их вооружении:

для отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях;

пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;

задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности;

доставления в милицию задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;

исполнения принудительного привода в суд или к судебному приставу-исполнителю лиц, которые уклоняются от выполнения законных требований судебного пристава по явке в суд или к судебному приставу-исполнителю.

2. Запрещается применять специальные средства в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

Статья 18.
Применение огнестрельного оружия

1. Судебные приставы судов общей юрисдикции и арбитражных судов могут применять огнестрельное оружие:

для отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов, - когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;

пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;

отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения;

пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.

2. До применения огнестрельного оружия на поражение оно может быть использовано для предупредительного выстрела.

3. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.

4. Порядок обеспечения судебных приставов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, огнестрельным оружием, перечень видов огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и специальных средств, состоящих на вооружении судебных приставов, определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 19.
Ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью
1. Действия судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.

2. Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами органов юстиции своих функций в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Глава IV
Гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов


Статья 20.
Страховые гарантии судебным приставам и право на возмещение ущерба

1. Жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.

2. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случае:
гибели (смерти) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью, - семье погибшего (умершего) в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;

причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере, равном 36-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;

причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.

3. В случае причинения судебному приставу в связи с его профессиональной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячной заработной платой и назначенной ему в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию.

4. В случае гибели (смерти) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с его служебной деятельностью, нетрудоспособным членам его семьи ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью заработной платы погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию. Для определения указанной части заработной платы среднемесячная заработная плата погибшего (умершего) делится на число членов его семьи.

5. Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судебному приставу или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме, включая упущенную выгоду, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Выплаты по возмещению ущерба, предусмотренные пунктами 3-5 настоящей статьи, производятся за счет средств федерального бюджета.

7. Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций являются только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) судебного пристава или причинении ему телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего ему имущества, которыми установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью судебного пристава.

Статья 21.
Материальное обеспечение и иные меры социальной защиты судебных приставов

1. Заработная плата судебного пристава состоит из должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет, а также иных доплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Судебные приставы на всей территории Российской Федерации бесплатно пользуются всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а также любым попутным транспортом в сельской местности за счет средств федерального бюджета.

3. Судебным приставам, использующим личный транспорт в служебных целях, выплачивается денежная компенсация в размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Судебный пристав, направленный в служебную командировку, пользуется правом приобретения вне очереди проездных документов на все виды транспорта и размещения в гостинице по служебному командировочному удостоверению.

5. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты судебных приставов, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

6. Порядок прохождения военной службы судебными приставами из числа военнослужащих, производство им денежных выплат, вещевое, продовольственное и иное обеспечение, а также обслуживание, предоставление льгот и преимуществ, осуществляются на основаниях, установленных для военнослужащих, проходящих службу в Судебном департаменте.

Глава V
Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности судебных приставов


Статья 22.
Финансирование деятельности судебных приставов

I. Главное управление судебных приставов, служба судебных приставов Главного управления военных судов Судебного департамента и служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации финансируются за счет средств федерального бюджета.

2. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно увеличивать за счет средств своих бюджетов расходы на содержание соответствующих судебных приставов.

Статья 23.
Материально-техническое обеспечение деятельности судебных приставов

1. Материально-техническое обеспечение судебных приставов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

2. Порядок и нормы материально-технического обеспечения судебных приставов определяются Правительством Российской Федерации по предложению Судебного департамента для судебных приставов, состоящих в структуре Судебного департамента и по предложению Министерства юстиции Российской Федерации для судебных приставов органов юстиции.".

Статья 2.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации, органам, государственной власти субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его официального опубликования.

Правительству Российской Федерации в указанный срок:

подготовить и внести предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона;

принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию его положений.

Статья 3.
Финансирование расходов, связанных с передачей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов общей юрисдикции в ведение Судебного департамента, осуществить за счет средств федерального бюджета.

Статья 4.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации В. Путин
Москва, Кремль

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О судебных приставах"


В последнее время сложилась достаточно напряженная ситуация с обеспечением безопасности судей, охраной зданий и помещений судов. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения, поступающие в Совет судей Российской Федерации и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации от органов правосудия и судейского сообщества субъектов Российской Федерации.

Концепцией судебной реформы, одобренной российским парламентом в 1991 году, предусматривалось включение судебных приставов в штатное расписание судов. В связи с тем, что Федеральный закон "О судебных приставах" был принят ранее Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", судебные приставы были выведены из подчинения органов судебной власти.

Анализ действующего законодательства, касающегося Судебного департамента и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, свидетельствует о наличии достаточных оснований для их передачи в ведение системы судебной власти.

Так, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ "О судебных приставах" устанавливает, что одной из основных задач службы судебных приставов является обеспечение установленного порядка деятельности судов. Положения Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" определяют Судебный департамент как федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) и принимающий во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей.

Таким образом, рассматриваемые органы в настоящее время параллельно выполняют единые задачи организационного обеспечения деятельности судов и безопасности судей при осуществлении правосудия.

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О судебных приставах" имеет целью разделение судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов на две категории - судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности арбитражных судов и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов общей юрисдикции и подчинение последней категории судебных приставов Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации. Законопроект разработан во исполнение постановлений Совета судей Российской Федерации от 29 октября 1999 г. и 28  апреля 2000 г.

Для надлежащего обеспечения установленного порядка деятельности судов и безопасности судей предусматривается создать в структуре Судебного департамента Главное управление судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов общей юрисдикции (далее - Главное управление судебных приставов), возглавляемое начальником главного управления, осуществляющее организационное и методическое руководство деятельностью указанных судебных приставов (за исключением судебных приставов военных судов).

Согласно Федеральному конституционному закону "О военных судах Российской Федерации" Управление военных судов Министерства юстиции Российской Федерации передано в ведение Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Образовано Главное управление по обеспечению деятельности военных судов. Поскольку в соответствии с Федеральным законом "О судебных приставах" служба судебных приставов военных судов, возглавляемая главным военным судебным приставом, функционирует в структуре Управления военных судов, то в настоящее время судебные приставы военных судов (судебные приставы-исполнители военных судов и судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности военных судов) де-юре уже находятся в ведении Судебного департамента.

В Министерстве юстиции Российской Федерации служба судебных приставов будет состоять из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности арбитражных судов и судебных приставов-исполнителей и возглавляться главным судебным приставом Российской Федерации.

Важным является то, что начальник Главного управления судебных приставов Судебного департамента, главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, начальник управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, старший судебный пристав районного (или приравненного к нему) подразделения судебных приставов наделяются правом отменять незаконные и необоснованные постановления, вынесенные подчиненными им судебными приставами, что будет способствовать более эффективному решению возложенных на судебных приставов задач.

Финансирование судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции будет осуществляться Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах ассигнований, выделяемых в настоящее время Министерству юстиции Российской Федерации на содержание данной категории судебных приставов.

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О судебных приставах" имеет важное значение для обеспечения судебной реформы в Российской Федерации. Передача судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов общей юрисдикции в ведение Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации должна явиться надежным гарантом надлежащего осуществления судами своих функций и укрепления независимости судебной власти в Российской Федерации.

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"


Статья 1. Внести в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №30, ст. 3591) следующие изменения и дополнения:

1. Пункт 1 статьи 3 после слов "судебных актов", "на службу судебных приставов" дополнить соответственно словами "(за исключением актов военных судов)", "Министерства юстиции Российской Федерации".

2. В статье 3:
дополнить новым пунктом 2 следующего содержания:

"2. Исполнение актов военных судов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов Главного управления по обеспечению деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Главное управление), возглавляемую заместителем начальника Главного управления - главным военным судебным приставом.";

пункты 2-4 считать соответственно пунктами 3-5.

3. Абзац первый пункта 3 статьи 3 после слов "Служба судебных приставов" дополнить словами ", состоящая из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности арбитражных судов и судебных приставов-исполнителей,".

4. Пункт 4 статьи 3 изложить в следующей редакции:

"4. Полномочия судебных приставов, порядок организации их деятельности определяются настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О судебных приставах".".

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации В. Путин
Москва, Кремль

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"


Законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" касается только статьи 3 закона, где вводится дополнительный пункт 2, согласно которому исполнение актов военных судов возлагается на службу судебных приставов Главного управления по обеспечению деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Данную службу будет возглавлять главный военный судебный пристав.

Законопроектом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О судебных приставах" предусматривается оставить в ведении Министерства юстиции Российской Федерации только судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности арбитражных судов и судебных приставов-исполнителей органов юстиции.
Принятие данного законопроекта позволит обеспечить соответствие изменений и дополнений, вносимых в федеральные законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве".

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"


Статья 1.
Внести в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №2, ст. 223) следующие изменения и дополнения:

1. Пункт 1 статьи 1 после слов "федеральным государственным органом" дополнить словами "в системе судебной власти".

2. Пункт 1 статьи 6 дополнить подпунктами 3 и 20 следующего содержания:

"3) принимает меры по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) и исполнению актов военных судов;";

"20) обеспечивает гарантии правовой и социальной защиты работников Судебного департамента, его органов и учреждений в соответствии с пунктом 4 статьи 12 настоящего Федерального закона;";

считать 3-18 соответственно подпунктами 4-19, подпункты 19-21 соответственно подпунктами 21-23.

3. Пункт 1 статьи 7 дополнить абзацем пятым следующего содержания:
"главное управление судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов общей юрисдикции;";

абзацы 5-10 считать соответственно абзацами 6-11.

4. Статью 12 дополнить пунктами 3-5 следующего содержания:

"З. Работники аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента, которым присвоены классные чины, имеют право ношения форменной одежды и знаков различия, образцы которых утверждаются Генеральным директором Судебного департамента.

4. На работников Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента распространяются гарантии правовой и социальной защиты, предусмотренные для работников аппаратов судов в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", и гарантии правовой и социальной защиты, предусмотренные для судебных приставов в соответствии с Федеральным законом "О судебных приставах".

5. Время работы в аппарате Судебного департамента, органах и учреждениях Судебного департамента на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, включается в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот.".

5. Пункт 9 статьи 14 изложить в следующей редакции:

"9) организует работу службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности районных судов, принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;".

Статья 2.
Переходные положения:

1. Поручить Правительству Российской Федерации в течение двух месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона определить порядок финансирования мероприятий по реформированию службы судебных приставов, передачи штатной численности, зданий, помещений и другого имущества судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности федеральных судов общей юрисдикции из ведения Министерства юстиции Российской Федерации в ведение Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона. Передать Судебному департаменту право оперативного управления указанным имуществом.

2. Закон РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР" с последующими изменениями и дополнениями (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, №28, ст. 976; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №27, ст. 1560; №30, ст. 1794; 1993, №33, ст. 1313; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №32, ст. 3300) применяется в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 3.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации В. Путин
Москва, Кремль

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"


Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" определяет место Судебного департамента как федерального государственного органа в системе судебной власти.

Кроме того, в связи с внесением изменений и дополнений в Федеральный закон "О судебных приставах" и планируемым переподчинением службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Министерства юстиции Российской Федерации Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации в данный законопроект также внесены необходимые изменения и дополнения.

Принятие указанного проекта федерального закона и распространение на работников системы Судебного департамента гарантий правовой и социальной защиты, предусмотренных для работников аппаратов судов Российской Федерации, будет дальнейшим шагом в продвижении судебной реформы в Российской Федерации.
Необходимые финансовые затраты, связанные с обеспечением работников системы Судебного департамента форменной одеждой и предоставлением им гарантий правовой и социальной защиты, предусмотренных федеральным законодательством для работников аппаратов судов и судебных приставов, ежегодно составят 99 974,8 тыс. рублей.

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
· · · О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"


Статья 1.
В пункте 9 части первой статьи 2, в пункте 1 части первой статьи 12 и в части первой статьи 20 Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №19, ст. 1455) слова "судебные исполнители", "судебных исполнителей", "судебного исполнителя" заменить соответственно словами "судебные приставы", "судебных приставов", "судебного пристава".

Статья 2.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации В. Путин
Москва, Кремль

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"


В связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ "О судебных приставах" и образованием в Министерстве юстиции Российской Федерации службы судебных приставов наименование "судебные исполнители" было исключено. Поэтому необходимо внести соответствующие коррективы в Федеральный закон от 21 апреля 1995 г. №45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" заменить в ряде статей закона наименование "судебные исполнители" на наименование "судебные приставы".

Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.

 
 
 
     
 
Посмотреть оригинальный документ на сайте Верховного Суда РФ
 
     
     
 
Создание, поддержка и оптимизация Реклама и объявления
 
Обзоры практики по датам
2015 2014 2013 2012
2011 2010 2009 2008 2007 2006
2005 2004 2003 2002 2001 2000