Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные федеральные законы».
2. Представлять данный проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедеву.
Проект
Вносится Верховным Судом
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные федеральные законы
Статья 1.
Внести в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 10, ст. 1391) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) часть 1 после слов «судами общей юрисдикции» дополнить словами «, мировыми судьями», после слов «а также других административных дел» дополнить словами «и заявлений о вынесении судебного приказа»;
б) дополнить частью 31 следующего содержания:
«31. Заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, установленном настоящим Кодексом и Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации».»;
2) дополнить статьей 171 следующего содержания:
«Статья 171 . Компетенция мирового судьи
Мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 111 настоящего Кодекса.»;
3) РАЗДЕЛ III «ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА В СУДЕ ПЕРВОЙИНСТАНЦИИ» дополнить главой 111 следующего содержания:
«Глава 111. Предъявление заявления о вынесении судебного приказа
Статья 1231. Судебный приказ
1. Судебный приказ – судебный акт, вынесенный судьей единолично наосновании заявления по требованиям взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.
2. На вступивший в законную силу судебный приказ распространяютсяположения статьи 16 настоящего Кодекса.
3. Судебный приказ является одновременно исполнительным документоми приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Статья 1232. Подача заявления о вынесении судебного приказа
1. Заявление о вынесении судебного приказа подается в суд в соответствиис общими правилами подсудности, установленными настоящим Кодексом.
2. Заявлениео вынесении судебного приказа оплачивается государственной пошлиной в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Статья 1233. Форма и содержание заявления о вынесении судебного приказа
1. Заявление о вынесении судебного приказа и прилагаемые к такому заявлению документы подаются мировому судье.
2. В заявлении о вынесении судебного приказа должны быть указаны:
1) наименование, адрес и номер телефона суда, в который подается заявление;
2) наименование взыскателя, его место нахождения, номер телефона, факса, адрес электронной почты, банковские и другие необходимые реквизиты;
3) документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления о вынесении судебного приказа;
4) фамилия, имя и отчество должника, его место жительства или пребывания, один из его идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета; идентификационный номер налогоплательщика; серия и номер документа, удостоверяющего личность; серия и номер водительского удостоверения; серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), а также дата и место рождения, место работы (если оно известно), номер телефона, факса, электронной почты (если они известны);
5) наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет;
6) положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа;
7) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;
8) размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правого акта, устанавливающие санкцию;
9) иные документы, подтверждающие обоснованность требований взыскателя;
10) перечень прилагаемых к заявлению документов.
3. К заявлению о вынесении судебного приказа прикладываются документы, свидетельствующие о направлении должнику копий заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении, либо документы, подтверждающие передачу должнику указанных копий заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом. К заявлению также прилагается копия требования об уплате платежа в добровольном порядке.
4. Заявление подписывается взыскателем, указанным в статье 287 настоящего Кодекса.
5. К заявлению о вынесении судебного приказа прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Статья 1234. Основания для возвращения заявления о вынесении судебного приказа
1. Судья возвращает заявление о вынесении судебного приказа в случае нарушения требований к форме и содержанию заявления, установленных статьей 1233 настоящего Кодекса, а также в случаях, если:
1) дело неподсудно данному суду;
2) до вынесения определения о принятии заявления о вынесении судебного приказа к производству от взыскателя поступило ходатайство о возвращении заявления;
3) заявлено требование, не предусмотренное частью 31 статьи 1 настоящего Кодекса;
4) место жительства или место пребывания должника находится вне пределов Российской Федерации;
5) из заявления и приложенных документов усматривается, что требования не являются бесспорными.
О возвращении заявления о вынесении судебного приказа суд выносит определение в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд.
2. Возвращение заявления по основаниям, указанным в пунктах 3–5 части 1 настоящей статьи, препятствует повторному обращению в суд с таким же заявлением о вынесении судебного приказа.
Статья 1235. Порядок вынесения судебного приказа
1. Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд.
2. Судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств.
3. Копия судебного приказа в трехдневный срок со дня вынесения судебного приказа направляется должнику, который в течение пятнадцати дней со дня ее направления вправе представить возражения относительно исполнения судебного приказа.
Статья 1236. Содержание судебного приказа
1. В судебном приказе указываются:
1) номер производства и дата вынесения судебного приказа;
2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего судебный приказ;
3) наименование и место нахождения взыскателя;
4) фамилия, имя и отчество должника, его место жительства или место пребывания, один из его идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета; идентификационный номер налогоплательщика; серия и номер документа, удостоверяющего личность; серия и номер водительского удостоверения; серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), а также дата и место рождения, место работы (если оно известно);
5) законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при удовлетворении требования;
6) размер денежных сумм, подлежащих взысканию;
7) сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с должника впользу взыскателя или в доход соответствующего бюджета;
8) реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию;
9) период, за который образовалась взыскиваемая задолженность пообязательствам, предусматривающим исполнение по частям или в виде периодических платежей.
2. Судебный приказ составляется на специальном бланке в двух экземплярах, которые подписываются судьей. Один экземпляр остается в материалах дела. Для должника изготавливается копия судебного приказа.
Статья 1237. Отмена судебного приказа
1. Судебный приказ подлежит отмене судьей, если от должника в установленный в части 3 статьи 1235 настоящего Кодекса срок поступят возражения относительно его исполнения.
В определении об отмене судебного приказа указывается, что взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса.
Копии определения об отмене судебного приказа направляются взыскателю и должнику не позднее трех дней после дня его вынесения.
2. Возражения должника, поступившие в суд по истечении установленного частью 3 статьи 1235 настоящего Кодекса срока, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы, за исключением случая, если это лицо обосновало невозможность представления возражений в указанный срок по независящим от него причинам.
Статья 1238. Выдача судебного приказа
1. В случае, если в установленный срок должником не представленывозражения, взыскателю выдается второй экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению. По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю.
2. В случае взыскания государственной пошлины с должника в доход соответствующего бюджета на основании судебного приказа выдается исполнительный лист, который заверяется гербовой печатью суда и направляется судом для исполнения в этой части судебному приставу-исполнителю.
3. Судебный приказ может быть обжалован в порядке, предусмотренном главой 35 настоящего Кодекса»;
4) в статье 287:
а) часть 1 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6) сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 111 настоящего Кодекса.»;
б) в части 2 после слов «в добровольном порядке;» дополнить словами «копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций;»;
5) в статье 313:
а) пункт 1 части 2 считать пунктом 11;
б) дополнить пунктом 1 следующего содержания:
«1) на определения мирового судьи – районным судом;»;
6) в пункте 1 части 2 статьи 319 после слов «на вступившие в законную силу» дополнить словами «судебные приказы, определения мировых судей,»;
7) статью 353 дополнить частью 101 следующего содержания:
«101. Выдача судебного приказа для исполнения осуществляется по правилам, предусмотренным статьей 1238 настоящего Кодекса.»;
8) в статье 354:
а) наименование статьи изложить в следующей редакции:
«Статья 354. Выдача дубликата исполнительного листа или судебного приказа»;
б) в части 1 после слов «исполнительного листа» дополнить словами «или судебного приказа (исполнительных документов)»;
в) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Заявление о выдаче дубликата исполнительного документа может быть подано до истечения срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению, за исключением случая, если исполнительный документ был утрачен судебным приставом-исполнителем или другим осуществляющим исполнение лицом и взыскателю стало известно об этом после истечения срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению. В этих случаях заявление о выдаче дубликата исполнительного документа может быть подано в течение одного месяца со дня, когда взыскателю стало известно об утрате исполнительного документа.»;
г) в части 3 слова «исполнительного листа» заменить словами «исполнительного документа»;
д) в части 4 слова «исполнительного листа» заменить словами «исполнительного документа»;
е) в части 5 слова «исполнительного листа» заменить словами «исполнительного документа»;
9) в статье 355:
а) наименование статьи изложить в следующей редакции:
«Статья 355. Разъяснение исполнительного документа»;
б) в части 1 слова «в исполнительном листе» заменить словами «в исполнительном документе», слова «исполнительного листа» заменить словами «исполнительного документа»;
10) в статье 356:
а) наименование статьи изложить в следующей редакции:
«Статья 356. Сроки предъявления исполнительного документа к исполнению»;
б) дополнить частью 11 следующего содержания:
«11. Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.»;
в) в части 2 слова «исполнительного листа» заменить словами «исполнительного документа»;
г) в части 3 слова «исполнительного листа» заменить словами «исполнительного документа»;
д) в части 4 слова «исполнительного листа» заменить словами «исполнительного документа»;
е) в части 5 слова «исполнительного листа» заменить словами «исполнительного документа»;
11) в статье 357:
а) наименование статьи изложить в следующей редакции:
«Статья 357. Восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению»;
б) дополнить частью 11 следующего содержания:
«11. Взыскатель, пропустивший срок предъявления судебного приказа к исполнению, может обратиться в суд, вынесший соответствующий судебный приказ, с заявлением о восстановлении пропущенного срока.»;
в) в части 4 слова «исполнительного листа» заменить словами «исполнительного документа»;
12) в части 1 статьи 358 слова «исполнительный лист» заменить словами«исполнительный документ»;
13) в статье 364:
а) наименование статьи изложить в следующей редакции:
«Статья 364. Ответственность за утрату исполнительного документа»;
б) слова «исполнительного листа» заменить словами «исполнительного документа».
Статья 2.
В пункте 6 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 9, ст. 872; Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 11, ст. 1147; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 51, ст. 6270) слова «дел об административных правонарушениях и исковых заявлений» заменить словами «дел об административных правонарушениях, исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций».
Статья 3.
Настоящий закон вступает в силу со дня его опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.В. Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные федеральные законы»
I. С 15 сентября 2015 г. административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) районными судами. Указанные дела возбуждаются посредством предъявления административного искового заявления.
В данном проекте федерального закона предлагается ввести в КАС РФ такую упрощенную форму производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, как судебный приказ.
Необходимость принятия данного федерального закона обусловлена значительным увеличением количества обращений в суды налоговых органов с требованиями, возникающими из нарушений налогового законодательства, которые в большинстве случаев имеют бесспорный характер и не требуют проведения развернутого судебного разбирательства.
Так, в 2014 году судами общей юрисдикции и мировыми судьями рассмотрено 2 772 650 дел по требованиям налоговых органов. А за 6 месяцев 2015 года количество дел уже составило 2 341 490. При этом около 98 процентов дел данной категории являются бесспорными и рассмотрены с вынесением судебного приказа.
Положения законопроекта учитывают специфику административного судопроизводства и отвечают его задачам по обеспечению доступности правосудия и своевременного рассмотрения административных дел. Так, в отличие от ГПК РФ проект возлагает на контрольный орган обязанность вручить гражданину копии заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов, как это в обязательном порядке предусмотрено в КАС РФ при обращении обладающего государственными или иными публичными полномочиями административного истца в суд с административным исковым заявлением (часть 7 статьи 125 КАС РФ).
В отличие от ранее действовавшего правового регулирования законопроект устанавливает срок, в течение которого копия приказа должна быть направлена должнику судом.
Указанные проектные нормы являются важнейшей гарантией соблюдения прав должника в приказном производстве, поскольку предоставляют ему право заявить возражения еще до вынесения судебного приказа, а суду, соответственно, установить, что требования не являются бесспорными и возвратить заявление. Данное регулирование в полной мере отвечает принципу процессуальной экономии.
Проектом предусматривается право должника подать возражения относительно исполнения судебного приказа в течение пятнадцати дней со дня направления его копии должнику. В случае, если в указанный срок должником не представлены возражения, взыскателю выдается судебный приказ для
предъявления его к исполнению. Таким образом, законопроект разрешает существовавшую в судебной практике проблему, связанную с определением срока выдачи судебного приказа.
При этом проект предусматривает возможность отмены судебного приказа в случае пропуска срока подачи возражений относительно его исполнения, что является дополнительной гарантией соблюдения баланса публичных и частных интересов.
Законопроект также содержит требования к форме и содержанию заявления о вынесении судебного приказа, закрепляет основания для его возвращения, регламентирует порядок рассмотрения заявления и устанавливает содержание судебного приказа с учетом определенных КАС РФ особенностей рассмотрения административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций.
Наряду с учетом особенностей административного судопроизводства проект федерального закона сохраняет сложившийся в гражданском процессуальном законодательстве подход о возможности обжалования судебного приказа в кассационном порядке.
II. Статьей 2 законопроекта вносятся корреспондирующие изменения в Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Эти изменения позволяют председателю районного суда перераспределять нагрузку по данной категории дел между мировыми судьями одного судебного района.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные федеральные законы»
Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные федеральные законы» не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные федеральные законы»
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные федеральные законы» не потребует дополнительных финансовых средств, выделяемых за счет федерального бюджета. |