Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации

Обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации

     
     
Постановления Пленума по датам
2015 2014 2013 2012
2011 2010 2009 2008 2007 2006
2005 2004 2003 2002 2001 2000
1999 1998 1997 1996 1995 1994
1993 1992 1991 1990 1989 1988
1987 1986 1985 1984 1983 1982
1981 1980-1972 1971-1961 СССР
 
Постановления Пленума по отраслям
Административное право
Гражданское право
Уголовное право
Процессуальное право
 
 
   
     
 

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 1965 года №26/П

 
     
 
Скачать Постановление Пленума ВС РСФСР №26/П от 1965
 
 
pdf (219 Kb)       doc (51 Kb)      doc in rar (11 Kb)
 
 
 
     
     
  Аналитика и комментарии к Постановлению Пленума ВС РСФСР №26/П от 1965 года
"Об улучшении работы судов РСФСР по борьбе с преступностью" на сегодняшний день отсутствуют
 
     
     
     
 

Текст Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 1965 года №26/П

 
 

Об улучшении работы судов РСФСР по борьбе с преступностью

 
     
 

Заслушав и обсудив доклад Председателя Верховного Суда РСФСР тов. Л.Н.СМИРНОВА о мерах по дальнейшему улучшению судебной деятельности в борьбе с преступностью, Пленум Верховного Суда РСФСР отмечает, что судебные органы Российской Федерации несколько улучшили работу по борьбе с преступностью и предупреждению правонарушений.

Однако, в работе судов РСФСР продолжают иметь место серьезные недостатки.

Отдельные суды не учитывают, что основное их внимание должно быть направлено на всемерное повышение уровня судебной деятельности в борьбе с преступностью, усиление борьбы с преступлениями, представляющими большую общественную опасность или имеющими все еще значительное распространение, такими как умышленное убийство, хулиганство, изнасилование, хищение социалистической собственности, взяточничество, разбой, грабеж, а также на предупреждение этих преступлений, преступности среди несовершеннолетних и рецидивной преступности.

Нередки еще случаи поверхностного рассмотрения судами уголовных дел, ими не всегда тщательно проверяется полнота предварительного следствия, законность и обоснованность предъявленного обвинения.

До сих пор в судебной практике не устранены нетерпимые факты необоснованных арестов и осуждения невиновных граждан, а также незаконного оправдания преступников.

Значительное число случаев необоснованного осуждения невиновных граждан в 1964 г., первом квартале 1965 г. имело место в Кемеровской, Куйбышевской, Магаданской, Московской, Новосибирской, Пермской, Сахалинской областях, Краснодарском крае, Башкирской, Татарской и Чечено-Ингушской автономных республик.

По прежнему много ошибок допускается судами при квалификации действий виновных и назначении наказания. До сих пор не всегда выполняются требования закона о строго индивидуальном подходе при определении наказания с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и обстоятельств дела, смягчающих и отягчающих ответственность.

Совершенно недопустимым является то, что отдельные верховные суды АССР , краевые и областные суды иногда приговаривали к исключительной мере наказания лиц без достаточных к тому оснований, а в некоторых случаях даже осуждали к смертной казни граждан, виновность которых не была доказана. Верховным Судом РСФСР в 1964 году были отменены и изменены приговоры верховных судов АССР, краевых, областных судов в отношении 31,8% осужденных к исключительной мере наказания.

Факты необоснованного осуждения к смертной казни в 1964 г., первом квартале 1965 г. имели место в Белгородском, Горьковском, Иркутском, Кемеровском, Кировском, Куйбышевском, Магаданском, Рязанском, Саратовском, Свердловском, Читинском областных судах, Краснодарском краевом суде, верховных судах Бурятской, Кабардино-Балкарской и Тувинской автономных республик.

Существенные недостатки имеются и в работе судов республики по рассмотрению дел об условно-досрочном и досрочном освобождении осужденных от наказания. Суды зачастую некритически относятся к рассмотрению представляемых администрацией мест лишения свободы материалов об условно-досрочном и досрочном освобождении и не выясняют основного вопроса - доказал ли осужденный свое исправление. Это нередко приводит к необоснованному освобождению из мест лишения свободы неисправившихся лиц, которые, выйдя на свободу, вновь совершают преступления и отрицательно влияют на других неустойчивых лиц, особенно на подростков.

Некоторые суды при проведении работ по предупреждению преступлений основное внимание уделяют количеству профилактических мероприятий, забывая о качественной стороне дела. Несмотря на то, что выездные сессии судов являются одной из важнейших форм предупредительной работы, они нередко готовятся и проводятся плохо, дела, вносимые на их рассмотрение, не всегда подбираются правильно. Все это подчас сводит на нет воспитательное значение таких процессов.

Много еще ошибок допускается верховными судами АССР, краевыми и областными судами при рассмотрении дел в кассационном и надзорном порядке; в практике работы указанных судов имеются неединичные случаи поверхностного рассмотрения и необоснованного отклонения жалоб, поданных в порядке надзора. В результате нарушения закона, допущенные народными судами, своевременно не исправляются.

Отдельные верховные суды АССР, краевые, областные суды неудовлетворительно осуществляют руководство и контроль за работой народных судов, не оказывают им необходимой практической помощи. Зачастую хорошие по своей направленности постановления президиумов не выполняются народными судами, так как за их выполнением, как и за выполнением указаний, данных по итогам проверок и обобщений судебной практики, отсутствует надлежащий контроль.

Президиумы судов нередко проходят мимо случаев грубого нарушения судьями социалистической законности, оставляют их без проверки и не принимают мер к наказанию виновных. Такие факты имели место, в частности, в Коми, Чувашской и Татарской автономных республиках, Куйбышевской и Оренбургской областях.

Серьезные недостатки имеются и в работе Верховного Суда РСФСР. Верховный Суд не добился своевременного и качественного разрешения всех жалоб и дел, не всегда своевременно принимает меры к исправлению и предупреждению ошибок, встречающихся в судебной практике, недостаточно оказывает судам конкретной помощи в улучшении организации их работы по борьбе с преступностью.

Пленум Верховного Суда РСФСР

постановляет:

1. Президиуму Верховного Суда РСФСР, президиумам верховных судов АССР, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и судов национальных округов принять меры к устранению серьезных недостатков в работе судебных органов и дальнейшему улучшению организации работы судов по борьбе с преступностью.


2. Основное внимание судов должно быть направлено на повышение уровня судебной деятельности в борьбе с преступностью и усиление борьбы с преступлениями, представляющими большую общественную опасность или имеющими значительное распространение, такими как умышленное убийство, хулиганство, изнасилование, нанесение умышленных тяжких телесных повреждений, хищений государственного и общественного имущества, взяточничество, разбой, грабеж, кража личной собственности граждан, а также на усиление борьбы с рецидивной преступностью и преступностью среди несовершеннолетних.


3. В соответствии с требованиями закона судам по каждому рассматриваемому делу необходимо всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства, неуклонно соблюдать нормы материального и процессуального законодательства, обращая особое внимание на вопросы квалификации действий виновных и назначения мер наказания.

С особой тщательностью суды должны подходить к решению вопроса о назначении виновным исключительной меры наказания смертной казни.

Президиумам Белгородского, Горьковского, Иркутского, Кемеровского, Кировского, Куйбышевского, Магаданского, Рязанского, Саратовского, Свердловского и Читинского областных судов, Краснодарского краевого суда, верховных судов Бурятской, Кабардино-Балкарской и Тувинской автономных республик обсудить на своих заседаниях причины допущенных этими судами ошибок при применении смертной казни.


4. Президиумам верховных судов АССР, краевых, областных, городских судов,судов автономных областей и судов национальных округов не оставлять без реагирования ни одного случая незаконного ареста, привлечения к уголовной ответственности и осуждения граждан, оправдания преступников, а также факты волокиты и формально-бюрократического отношения к разрешению дел и жалоб и других нарушений закона, принимая в необходимых случаях меры к наказанию виновных.

Предложить президиумам Кемеровского, Куйбышевского, Магаданского, Московского, Новосибирского, Пермского и Сахалинского областных судов, верховных судов Башкирской, Татарской и Чечено-Ингушской АССР и Краснодарского краевого суда глубоко разобраться в причинах неосновательного осуждения граждан и принять меры к недопущению подобных фактов в дальнейшем.


5. Рассматривая материалы об условно-досрочном и досрочном освобождении осужденных от наказания, суды должны строго соблюдать требования ст.ст.53 и 55 УК РСФСР и основное внимание уделять тщательному и всестороннему выяснению вопроса о том, доказал ли осужденный свое исправление. При этом необходимо учитывать характер совершенного осужденным преступления и степень участия в нем, его личность (наличие прежних судимостей и т.п.) и вывод об исправлении заключенного делать на основе совокупности данных, характеризующих его поведение и отношение к труду за все время отбытия им наказания или, по крайней мере, в течение значительной части этого срока.


6. Указать судам на то, что активизация работы по предупреждению преступлений и иных правонарушений предполагает всемерное повышение уровня проводимых профилактических мероприятий, их целенаправленность и действенность.

Необходимо уделять больше внимания повышению воспитательной роли судебных процессов. Особенно тщательно организовывать проведение выездных сессий судов, правильно подбирать дела, вносимые на их рассмотрение, обеспечивать участие в них представителей общественности.

Судам следует совместно с прокуратурой, органами Министерства охраны общественного порядка, а в необходимых случаях и с другими государственными и общественными организациями, изучать состояние преступности и судимости, судебную практику по наиболее важным и актуальным вопросам, проводить совместные мероприятия по борьбе с правонарушениями.


7. В целях лучшей организации работы народных судов по рассмотрению уголовных дел верховным судам АССР, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и судам национальных округов глубже разбираться в причинах неудовлетворительной работы отдельных народных судов и допускаемых ими ошибок и нарушений закона; больше уделять внимания оказанию практической помощи судьям; установить строгий контроль за исполнением постановлений президиума и указаний, данных по итогам проверок работы судов и обобщений судебной практики.

 
 
 
     
 
Посмотреть оригинальный документ на сайте Верховного Суда РФ
 
     
     
 
Создание, поддержка и оптимизация Реклама и объявления
 
Обзоры практики по датам
2015 2014 2013 2012
2011 2010 2009 2008 2007 2006
2005 2004 2003 2002 2001 2000