|
Заслушав и обсудив доклад Председателя Верховного Суда РСФСР тов. Л.Н.СМИРНОВА о мерах по дальнейшему улучшению судебной деятельности в борьбе с преступностью, Пленум Верховного Суда РСФСР отмечает, что судебные органы Российской Федерации несколько улучшили работу по борьбе с преступностью и предупреждению правонарушений.
Однако, в работе судов РСФСР продолжают иметь место серьезные недостатки.
Отдельные суды не учитывают, что основное их внимание должно быть направлено на всемерное повышение уровня судебной деятельности в борьбе с преступностью, усиление борьбы с преступлениями, представляющими большую общественную опасность или имеющими все еще значительное распространение, такими как умышленное убийство, хулиганство, изнасилование, хищение социалистической собственности, взяточничество, разбой, грабеж, а также на предупреждение этих преступлений, преступности среди несовершеннолетних и рецидивной преступности.
Нередки еще случаи поверхностного рассмотрения судами уголовных дел, ими не всегда тщательно проверяется полнота предварительного следствия, законность и обоснованность предъявленного обвинения.
До сих пор в судебной практике не устранены нетерпимые факты необоснованных арестов и осуждения невиновных граждан, а также незаконного оправдания преступников.
Значительное число случаев необоснованного осуждения невиновных граждан в 1964 г., первом квартале 1965 г. имело место в Кемеровской, Куйбышевской, Магаданской, Московской, Новосибирской, Пермской, Сахалинской областях, Краснодарском крае, Башкирской, Татарской и Чечено-Ингушской автономных республик.
По прежнему много ошибок допускается судами при квалификации действий виновных и назначении наказания. До сих пор не всегда выполняются требования закона о строго индивидуальном подходе при определении наказания с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и обстоятельств дела, смягчающих и отягчающих ответственность.
Совершенно недопустимым является то, что отдельные верховные суды АССР , краевые и областные суды иногда приговаривали к исключительной мере наказания лиц без достаточных к тому оснований, а в некоторых случаях даже осуждали к смертной казни граждан, виновность которых не была доказана. Верховным Судом РСФСР в 1964 году были отменены и изменены приговоры верховных судов АССР, краевых, областных судов в отношении 31,8% осужденных к исключительной мере наказания.
Факты необоснованного осуждения к смертной казни в 1964 г., первом квартале 1965 г. имели место в Белгородском, Горьковском, Иркутском, Кемеровском, Кировском, Куйбышевском, Магаданском, Рязанском, Саратовском, Свердловском, Читинском областных судах, Краснодарском краевом суде, верховных судах Бурятской, Кабардино-Балкарской и Тувинской автономных республик.
Существенные недостатки имеются и в работе судов республики по рассмотрению дел об условно-досрочном и досрочном освобождении осужденных от наказания. Суды зачастую некритически относятся к рассмотрению представляемых администрацией мест лишения свободы материалов об условно-досрочном и досрочном освобождении и не выясняют основного вопроса - доказал ли осужденный свое исправление. Это нередко приводит к необоснованному освобождению из мест лишения свободы неисправившихся лиц, которые, выйдя на свободу, вновь совершают преступления и отрицательно влияют на других неустойчивых лиц, особенно на подростков.
Некоторые суды при проведении работ по предупреждению преступлений основное внимание уделяют количеству профилактических мероприятий, забывая о качественной стороне дела. Несмотря на то, что выездные сессии судов являются одной из важнейших форм предупредительной работы, они нередко готовятся и проводятся плохо, дела, вносимые на их рассмотрение, не всегда подбираются правильно. Все это подчас сводит на нет воспитательное значение таких процессов.
Много еще ошибок допускается верховными судами АССР, краевыми и областными судами при рассмотрении дел в кассационном и надзорном порядке; в практике работы указанных судов имеются неединичные случаи поверхностного рассмотрения и необоснованного отклонения жалоб, поданных в порядке надзора. В результате нарушения закона, допущенные народными судами, своевременно не исправляются.
Отдельные верховные суды АССР, краевые, областные суды неудовлетворительно осуществляют руководство и контроль за работой народных судов, не оказывают им необходимой практической помощи. Зачастую хорошие по своей направленности постановления президиумов не выполняются народными судами, так как за их выполнением, как и за выполнением указаний, данных по итогам проверок и обобщений судебной практики, отсутствует надлежащий контроль.
Президиумы судов нередко проходят мимо случаев грубого нарушения судьями социалистической законности, оставляют их без проверки и не принимают мер к наказанию виновных. Такие факты имели место, в частности, в Коми, Чувашской и Татарской автономных республиках, Куйбышевской и Оренбургской областях.
Серьезные недостатки имеются и в работе Верховного Суда РСФСР. Верховный Суд не добился своевременного и качественного разрешения всех жалоб и дел, не всегда своевременно принимает меры к исправлению и предупреждению ошибок, встречающихся в судебной практике, недостаточно оказывает судам конкретной помощи в улучшении организации их работы по борьбе с преступностью.
Пленум Верховного Суда РСФСР
постановляет:
1. Президиуму Верховного Суда РСФСР, президиумам верховных судов АССР, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и судов национальных округов принять меры к устранению серьезных недостатков в работе судебных органов и дальнейшему улучшению организации работы судов по борьбе с преступностью.
2. Основное внимание судов должно быть направлено на повышение уровня судебной деятельности в борьбе с преступностью и усиление борьбы с преступлениями, представляющими большую общественную опасность или имеющими значительное распространение, такими как умышленное убийство, хулиганство, изнасилование, нанесение умышленных тяжких телесных повреждений, хищений государственного и общественного имущества, взяточничество, разбой, грабеж, кража личной собственности граждан, а также на усиление борьбы с рецидивной преступностью и преступностью среди несовершеннолетних.
3. В соответствии с требованиями закона судам по каждому рассматриваемому делу необходимо всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства, неуклонно соблюдать нормы материального и процессуального законодательства, обращая особое внимание на вопросы квалификации действий виновных и назначения мер наказания.
С особой тщательностью суды должны подходить к решению вопроса о назначении виновным исключительной меры наказания смертной казни.
Президиумам Белгородского, Горьковского, Иркутского, Кемеровского, Кировского, Куйбышевского, Магаданского, Рязанского, Саратовского, Свердловского и Читинского областных судов, Краснодарского краевого суда, верховных судов Бурятской, Кабардино-Балкарской и Тувинской автономных республик обсудить на своих заседаниях причины допущенных этими судами ошибок при применении смертной казни.
4. Президиумам верховных судов АССР, краевых, областных, городских судов,судов автономных областей и судов национальных округов не оставлять без реагирования ни одного случая незаконного ареста, привлечения к уголовной ответственности и осуждения граждан, оправдания преступников, а также факты волокиты и формально-бюрократического отношения к разрешению дел и жалоб и других нарушений закона, принимая в необходимых случаях меры к наказанию виновных.
Предложить президиумам Кемеровского, Куйбышевского, Магаданского, Московского, Новосибирского, Пермского и Сахалинского областных судов, верховных судов Башкирской, Татарской и Чечено-Ингушской АССР и Краснодарского краевого суда глубоко разобраться в причинах неосновательного осуждения граждан и принять меры к недопущению подобных фактов в дальнейшем.
5. Рассматривая материалы об условно-досрочном и досрочном освобождении осужденных от наказания, суды должны строго соблюдать требования ст.ст.53 и 55 УК РСФСР и основное внимание уделять тщательному и всестороннему выяснению вопроса о том, доказал ли осужденный свое исправление. При этом необходимо учитывать характер совершенного осужденным преступления и степень участия в нем, его личность (наличие прежних судимостей и т.п.) и вывод об исправлении заключенного делать на основе совокупности данных, характеризующих его поведение и отношение к труду за все время отбытия им наказания или, по крайней мере, в течение значительной части этого срока.
6. Указать судам на то, что активизация работы по предупреждению преступлений и иных правонарушений предполагает всемерное повышение уровня проводимых профилактических мероприятий, их целенаправленность и действенность.
Необходимо уделять больше внимания повышению воспитательной роли судебных процессов. Особенно тщательно организовывать проведение выездных сессий судов, правильно подбирать дела, вносимые на их рассмотрение, обеспечивать участие в них представителей общественности.
Судам следует совместно с прокуратурой, органами Министерства охраны общественного порядка, а в необходимых случаях и с другими государственными и общественными организациями, изучать состояние преступности и судимости, судебную практику по наиболее важным и актуальным вопросам, проводить совместные мероприятия по борьбе с правонарушениями.
7. В целях лучшей организации работы народных судов по рассмотрению уголовных дел верховным судам АССР, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и судам национальных округов глубже разбираться в причинах неудовлетворительной работы отдельных народных судов и допускаемых ими ошибок и нарушений закона; больше уделять внимания оказанию практической помощи судьям; установить строгий контроль за исполнением постановлений президиума и указаний, данных по итогам проверок работы судов и обобщений судебной практики. |
|