|
Пленум Верховного Суда РСФСР отмечает, что суды республики в основном правильно применяют законодательство об условном осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду и условном освобождении из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду.
Вместе с тем в этой работе судов все еще имеются ошибки и недостатки.
Суды при судебном разбирательстве не всегда тщательно исследуют обстоятельства, с которыми закон связывает возможность условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, в связи с чем допускают случаи необоснованного применения ст.24-2 УК РСФСР.
Имеют место факты условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду лиц, в отношении которых ст.24-2 УК РСФСР в силу перечисленных в ней условий не может быть применена (несовершеннолетние, нетрудоспособные, лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость либо осужденные за такие преступления, как особо злостное хулиганство, причинение умышленного тяжкого телесного повреждения и др.)(в ред.постановления Пленума от 20 декабря 1983 г. N 10).
В некоторых случаях суды применяют ст.24-2 УК РСФСР без учета характера и степени общественной опасности совершенного лицом преступления.
По смыслу закона решение суда об условном осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду должно основываться на твердом убеждении в возможности исправления и перевоспитания подсудимого без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора. Однако вследствие недостаточного выяснения при судебном разбирательстве данных о личности подсудимого суды иногда применяют ст.24-2 УК РСФСР к лицам, в отношении которых такой вывод сделать нельзя (ранее неоднократно привлекавшимся к административной ответственности либо подвергавшимся мерам общественного воздействия за различные правонарушения, отрицательно характеризовавшимся на производстве и в быту и т.п.).
Суды не всегда еще используют предоставленное им законом право назначать дополнительное наказание лицам, осужденным с применением ст.24-2 УК РСФСР, когда по обстоятельствам дела и характеру совершенных лицом преступлений назначение таких мер является необходимым.
Несмотря на прямое указание в законе и разъяснения, содержащиеся в пп.10 и 11 постановления Пленума Верховного Суда СССР N 4 от 30 июня 1969 г. "О судебном приговоре", суды не всегда приводят в приговоре мотивы принятого ими решения о применении к подсудимому условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду.
Имеются серьезные недостатки и в деятельности судов по применению условного освобождения из мест лишения свободы за с обязательным привлечении осужденного к труду и направлению условно осужденных в места лишения свободы за допущенные нарушения.
Вопреки требованиям закона и разъяснениям, содержащимся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР №9 от 24 ноября 1978 г. "О судебной практике по применению условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду" и Пленума Верховного Суда РСФСР N 5 от 13 декабря 1977 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике по применению статей 24-2 и 53-2 УК РСФСР", отдельные суды все еще принимают к рассмотрению материалы об условном освобождении из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, оформленные с нарушением требований уголовного и исправительно-трудового законодательства, а также ведомственных указаний МВД СССР, направленных на его соблюдение: по представлению только администрации ИТУ, без решения наблюдательной комиссии при исполнительном комитете местного Совета народных депутатов; при отсутствии подробной характеристики о поведении осужденного за все время его нахождения в местах лишения свободы, отношении к труду, обучению, данных о состоянии его здоровья и т.п. В результате из мест лишения свободы иногда необоснованно освобождаются осужденные, систематически или злостно нарушающие режим, нетрудоспособные или лица, не прошедшие полного курса принудительного лечения от алкоголизма, наркомании либо венерического заболевания.
Решения об условном освобождении из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду в ряде случаев принимаются судами при отсутствии достаточных данных, свидетельствующих о возможности дальнейшего исправления и перевоспитания осужденного без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора.
Необоснованное применение к осужденным ст.ст.24-2 и 53-2 УК РСФСР приводят к тому, что некоторая часть условно осужденных и условно освобожденных по прибытии на предприятия и стройки народного хозяйства уклоняется от работы, нарушает общественный порядок, установленные правила поведения и проживания, пьянствует и даже совершает новые преступления, в связи с чем или направляется по определению суда в места лишения свободы для отбывания наказания, назначенного по приговору, или осуждается за вновь совершенные преступления.
При рассмотрении материалов о направлении условно осужденных или условно освобожденных в места лишения свободы за уклонение от работы, злостное или систематическое нарушение трудовой дисциплины, общественного порядка либо установленных правил проживания суды, вопреки указаниям, содержащимся в названных постановлениях Пленумов Верховного Суда СССР и Верховного Суда РСФСР, не во всех случаях выясняют, носили ли эти нарушения злостный или систематический характер, применялись ли к этим лицам меры дисциплинарного, административного взыскания или общественного воздействия, не всегда устанавливают обстоятельства, способствовавшие уклонению условно осужденных или условно освобожденных от работы либо совершению ими нарушений трудовой дисциплины, общественного порядка, установленных правил проживания.
Устанавливая упущения в деятельности администрации строек и предприятий по жилищно-бытовому устройству, трудоиспользованию и профессиональному обучению этих лиц, а также в проведении политико-воспитательной работы либо упущения в работе органов внутренних дел по надзору за условно осужденными и условно освобожденными с обязательным привлечением к труду и профилактике правонарушений среди них, создавшие предпосылки для совершения нарушений, суды редко обращают внимание руководителей предприятий и строек или органов внутренних дел на выявленные недостатки и не добиваются их устранения.
При направлении осужденных для отбывания наказания, назначенного по приговору, в места лишения свободы суды все еще допускают ошибки при исчислении срока наказания, фактически подлежащего отбытию, иногда неправильно определяют этим лицам вид режима содержания.
Имеют место неединичные факты рассмотрения в одном судебном заседании значительного количества материалов об условном освобождении из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду либо материалов о направлении в места лишения свободы условно осужденных или условно освобожденных за допущенные нарушения, что препятствует их тщательному и всестороннему исследованию и снижает воспитательное воздействие судебного заседания как одного из важнейших средств профилактики правонарушений среди этих лиц.
Не устранены недостатки в составлении определений и протоколов судебных заседаний при рассмотрении названных материалов.
Пленум Верховного Суда РСФСР
постановляет:
1. Обратить внимание судов на необходимость устранения отмеченных недостатков в применении законодательства об условном осуждении к лишению свободы и условном освобождении из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, выполнения разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленумов Верховного Суда СССР и Верховного Суда РСФСР по его применению, и повышения качества рассмотрения уголовных дел и материалов, связанных с применением ст.ст.24-2 и 53-2 УК РСФСР.
2. Решая вопрос о применении условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду и об условном освобождении из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, судам необходимо устанавливать наличие всех предусмотренных законом оснований для применения статей 24-2 и 53-2 УК РСФСР, обращая особое внимание на совокупность данных о личности виновного с тем, чтобы исключить направление для работы в народном хозяйстве лиц, исправление и перевоспитание которых невозможно без изоляции от общества.
3. При рассмотрении материалов о направлении в места лишения свободы за уклонение от работы, систематическое или злостное нарушение трудовой дисциплины, общественного порядка или установленных правил проживания лиц, условно осужденных к лишению свободы и условно освобожденных из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, судам надлежит в каждом случае выявлять причины и условия совершения осужденными этих нарушений, в частности, не являлись ли они следствием невыполнения администрацией предприятий и строек обязанностей по созданию надлежащих жилищно-бытовых условий, соответствующему трудоиспользованию и производственному обучению осужденных. Проверять, соблюдались ли органами, ведающими исполнением приговора, требования исправительно-трудового законодательства и ведомственные указания о порядке осуществления надзора за условно осужденными и условно освобожденными и проведения с ними политико-воспитательной работы, не оставляя без реагирования ни одного факта упущений и недостатков в работе администрации строек, предприятий и органов внутренних дел, добиваясь их устранения.
4. При рассмотрении материалов о направлении лиц, осужденных с применением ст.24-2 УК РСФСР или освобожденных на основании ст.53-2 УК РСФСР, в места лишения свободы для отбывания наказания, назначенного по приговору, за допущенные нарушения, судам необходимо строго выполнять требования закона и разъяснения, содержащиеся в п.14 постановления Пленума Верховного Суда СССР N 9 от 24 ноября 1978 г. и п.10 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР N 5 от 13 декабря 1977 г. о правилах зачета времени, в течение которого условно осужденный или условно освобожденный фактически работал на предприятии или стройке.
5. Верховным судам АССР, краевым, областным судам, Московскому и Ленинградскому городским судам, судам автономных областей и судам автономных округов усилить надзор за рассмотрением народными судами уголовных дел и материалов указанной категории, постоянно оказывать им необходимую практическую помощь. В координации с другими правоохранительными органами периодически изучать и обобщать практику применения народными судами ст.ст.24-2 и 53-2 УК РСФСР, принимая действенные меры по устранению выявленных недостатков. |
|