|
Обсудив деятельность судов Российской Федерации по применению антиалкогольного законодательства, Пленум отмечает, что они активизировали свою работу в направлении преодоления пьянства и алкоголизма.
Вместе с тем некоторые суды, несмотря на наличие в деле соответствующего медицинского заключения, не обсуждают вопрос о применении к алкоголикам, совершившим преступления, принудительных мер медицинского характера. Встречаются факты, когда суды без приведения мотивов не признают обстоятельством, отягчающим ответственность, совершение правонарушения в состоянии опьянения.
По делам о преступлениях, совершенных лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения, суды не всегда требуют от органов дознания и предварительного следствия полного и тщательного исследования условий, создавших правонарушителю возможность для пьянства. Зачастую по таким делам не выясняется, не связано ли приобретение и употребление спиртных напитков с нарушениями правил торговли либо непринятием должностными лицами мер к предотвращению пьянства на производстве.
Нередко остаются без должной проверки и реагирования данные о содержании притонов для распития спиртных напитков или о систематическом предоставлении помещений для этих целей. По многим делам о сбыте, изготовлении и хранении крепких спиртных напитков домашней выработки с целью сбыта не выявляются источники приобретения сырья, не принимаются меры по привлечению к ответственности всех лиц, причастных к совершению этих преступлений, и не проверяются должным образом доводы обвиняемых о том, что указанные спиртные напитки предназначались для собственного потребления и отсутствовала цель их сбыта.
Рассматривая дела о преступлениях, совершенных подростками в состоянии опьянения, суды часто не выясняют обстоятельства, при которых несовершеннолетние приобретали и употребляли спиртные напитки, не выявляют лиц, виновных в доведении подростков до состояния опьянения либо продавших им спиртные напитки, и не решают вопрос о привлечении таких лиц к административной или уголовной ответственности.
При разрешении гражданско-правовых споров, возникающих на почве злоупотребления некоторыми гражданами спиртными напитками, суды зачастую не вскрывают конкретные причины и условия, способствовавшие пьянству на производстве и в быту, а при установлении фактов нарушения антиалкогольного законодательства - не всегда реагируют на это частными определениями.
Не всеми судами уделяется должное внимание профилактике пьянства и алкоголизма; нуждается в дальнейшем расширении и укреплении связь судов с трудовыми коллективами и общественными организациями. По многим делам, связанным с нарушением антиалкогольного законодательства, не обеспечивается широкая гласность судебных процессов, а их результаты не доводятся до сведения трудовых коллективов и общественности.
В целях устранения указанных ошибок и недостатков в работе судов Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Судам принять меры к обеспечению неукоснительного и правильного выполнения всех требований законодательства, направленного на искоренение пьянства и алкоголизма, созданию обстановки нетерпимости и осуждения вокруг лиц, злоупотребляющих спиртными напитками.
2. При рассмотрении конкретных судебных дел принимать все необходимые меры к выявлению причин и условий, способствующих пьянству на производстве и в быту. Устанавливать и при наличии к тому оснований добиваться привлечения к предусмотренной законом ответственности всех лиц, виновных в нарушении законодательства о борьбе с пьянством и алкоголизмом.
3. Не оставлять без рассмотрения вопрос о применении принудительных мер медицинского характера при наличии в материалах дела медицинского заключения, а также в случае установления в судебном заседании данных о злоупотреблении подсудимым спиртными напитками.
При этом необходимо проверять соответствие медицинского заключения требованиям Министерства здравоохранения Российской Федерации, устанавливающего порядок освидетельствования лиц, привлеченных к уголовной ответственности, на предмет применения к ним принудительных мер медицинского характера, выясняя, в частности, не имеется ли противопоказаний к принудительному лечению лица от алкоголизма.
При отсутствии в материалах дела данных, необходимых для решения вопроса о применении принудительного лечения от алкоголизма, суды обязаны принимать меры к их установлению (в том числе и к медицинскому освидетельствованию подсудимого), а при невозможности восполнения этих сведений в судебном заседании возвращать дело для дополнительного расследования.
4. Судам необходимо неукоснительно выполнять требование закона о признании совершения преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения, обстоятельством, отягчающим ответственность, и учитывать это при обсуждении вопроса о назначении наказания виновному.
Вместе с тем в соответствии с п.10 ст.39 УК РСФСР суд может не признать указанное обстоятельство отягчающим ответственность, если состояние опьянения не связано с содеянным или когда виновный оказался в таком состоянии помимо своей воли. Суд в любом случае должен привести в приговоре мотивы в обоснование своего решения.
5. Разъяснить судам, что к указанным в ст.158 УК РСФСР "другим крепким спиртным напиткам домашней выработки" следует относить любые крепкие спиртные напитки, изготовленные в домашних условиях путем перегонки либо полученные иным способом из продуктов брожения.
К ним не относятся домашние вина, пиво, квас, а также иные напитки, полученные путем естественного брожения. В тех случаях, когда эти напитки изготовляются в целях их последующей переработки в самогон или другие крепкие спиртные напитки, действия виновных должны квалифицироваться как покушение на самогоноварение (ст.ст.15 и 158 УК РСФСР).
6. Наложение административного взыскания на основании ч.3 ст.1 Указа Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 16 мая 1985 г. за распитие спиртных напитков в общественных местах и появление там же в пьяном виде возможно лишь при условии, если на виновного дважды в течение года налагалось административное взыскание за такие же правонарушения.
Поэтому при рассмотрении дел следует тщательно проверять обстоятельства, связанные с привлечением к административной ответственности за предыдущие правонарушения, законность и обоснованность наложения административных взысканий за каждое из этих правонарушений.
Ответственность по ч.3 ст.1 Указа может наступить лишь в течение года со дня наложения административного взыскания за предыдущее повторное правонарушение. Лицо, подвергнутое административному взысканию в соответствии с ч.3 ст.1 Указа и вновь до истечения годичного срока совершившее действия, предусмотренные ч.1 ст.1 Указа, подлежит ответственности по ч.3 ст.1 Указа.
7. В целях предупреждения случаев необоснованного осуждения за хулиганство лиц, совершивших в состоянии опьянения преступления против здоровья, чести и достоинства граждан, судам необходимо тщательно исследовать все обстоятельства этих правонарушений, совершаемых на почве бытового пьянства. Следует полно и всесторонне выяснять мотивы таких правонарушений, взаимоотношения, сложившиеся между подсудимым и потерпевшим, а также все иные существенные обстоятельства по делу.
8. Учитывая, что несовершеннолетние нередко совершают правонарушения в состоянии опьянения, судам следует остро реагировать на все выявленные при рассмотрении дел случаи вовлечения подростков в пьянство, доведения их до состояния опьянения, продажи им спиртных напитков и решать вопрос о привлечении виновных в этом лиц к установленной законом ответственности.
Особое внимание необходимо уделять исследованию обстоятельств доведения несовершеннолетних до состояния опьянения лицами, в служебной зависимости от которых находились подростки. Ответственность по ст.210-1 УК РСФСР наступает за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения как во время работы или учебы, так и в нерабочее или неучебное время.
9.Судам следует повысить качество профилактической деятельности по делам оправонарушениях, связанных с пьянством и алкоголизмом, активно использовать в воспитательных целях возможности рассмотрения таких дел в выездных судебных заседаниях непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях и по месту жительства правонарушителей.
Необходимо всячески расширять и укреплять связи судов с трудовыми коллективами и общественными организациями;
приглашать их представителей в судебные заседания по актуальным делам о преступлениях и других правонарушениях, связанных с пьянством и алкоголизмом; направлять копии судебных решений по таким делам по месту работы, учебы или жительства правонарушителя;
выступать с информацией о результатах рассмотрения таких дел на предприятиях и в организациях;
использовать иные формы расширения гласности правосудия, информирования населения о выносимых судебных решениях.
10.Верховным Судам республик, краевым, областным и соответствующим имсудам повысить эффективность надзора за судебной деятельностью по правильному применению законодательства, направленного на усиление борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренение самогоноварения, анализировать практику исполнения этого законодательства и принимать меры к предотвращению и устранению ошибок и недостатков в работе судов по рассмотрению дел и материалов о правонарушениях, связанных с пьянством и алкоголизмом. |
|