|
Заслушав и обсудив доклад заместителя Председателя Верховного Суда РСФСР т.Верина В.П. о практике рассмотрения судами дел о нарушении правил административного надзора, Пленум отмечает, что суды Российской Федерации в основном правильно разрешают дела данной категории.
Вместе с тем в этой работе имеются серьезные недостатки и ошибки. Не во всех случаях суды проверяют обоснованность установления административного надзора.
В частности, не всегда выясняется, какие конкретно нарушения общественного порядка и правил социалистического общежития были допущены лицом, в отношении которого установлен административный надзор в соответствии с п. "в" ст.2 Положения об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 года с изменениями, внесенными Указами Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1970 года, от 5 марта 1981 года и от 22 сентября 1983 года. Иногда органами внутренних дел применяются ограничения, не предусмотренные Положением.
Так, на некоторых поднадзорных, вопреки требованиям ст.3 Положения, налагаются ограничения в виде запрещения выезда за пределы села (поселка) или территории сельского (поселкового) Совета народных депутатов, либо возлагается обязанность являться для регистрации в милицию более четырех раз в месяц.
При рассмотрении конкретных дел суды не всегда реагируют на выявленные факты необоснованного установления административного надзора и на недостатки в его применении: не по каждому делу выясняется, преследовал ли поднадзорный цель уклонения от надзора. Допускаемые ошибки нередко объясняются наличием в судебной практике спорных требующих разрешения вопросов.
В целях установления единства в применении судами законодательства об ответственности за нарушение правил административного надзора и устранения имеющих недостатков Пленум Верховного Суда РСФСР
постановляет:
1.Обратить внимание судов Российской Федерации на то, что правильное применение законодательства об ответственности за нарушение правил административного надзора имеет важное значение в борьбе с рецидивной преступностью, способствует предупреждению преступлений и выполнению задач по оказанию необходимого воспитательного воздействия на состоящих под надзором лиц.
2.Разъяснить судам, что под правилами административного надзора, о которых говорится в ч.1 ст.198-2 УК, следует понимать правила, изложенные в ст.15 Положения об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также перечисленные в ст.3 названного Положения правила, устанавливающие ограничения в отношении этих лиц.
3.Ответственность за нарушение правил административного надзора может наступить лишь за нарушения, которые допущены после объявления лицу постановления об установлении в отношении его надзора. Началом срока административного надзора за лицами, указанными в п.п. "б", "в" ст.2 Положения, следует считать дату санкционирования прокурором постановления об установлении административного надзора, а в отношении особо опасных рецидивистов - дату вынесения такого постановления.
4.При рассмотрении дел о нарушении правил административного надзора суды обязаны проверять законность и обоснованность его установления и продления. В связи с этим разъяснить судам, что:
а)в качестве нарушений режима в местах лишения свободы, дающих основание для установления в дальнейшем в отношении лиц, указанных в п."б" ст.2 Положения, административного надзора, могут учитываться только нарушения, допущенные после вступления в законную силу приговора и за которые эти лица подвергались мерам взыскания, не снятым или не погашенным ко дню освобождения из исправительно-трудового учреждения;
б)административный надзор за лицами, указанными в п."в" ст.2 Положения, может быть установлен на срок от шести месяцев до одного года не позднее трех лет с момента освобождения из исправительного-трудового учреждения.
В данном случае основанием для установления административного надзора являются материалы органа внутренних дел, свидетельствующие, что лицо, освобожденное из исправительно-трудового учреждения, допустил в течение года не менее двух нарушений общественного порядка и правил социалистического общежития, за каждое из которых оно письменно предупреждалось работниками милиции о необходимости прекращения антиобщественного образа жизни и возможности установления административного надзора, и вновь в течение года нарушило общественный порядок и правила социалистического общежития.(В ред. постановления Пленума от 23 августа 1988 г. №6).
в)к лицам, судимым к лишению свободы, о которых говорится в ст.2 Положения, относятся и лица, условно осужденные к лишению свободы с обязательным привлечением к труду (ст.24-2 УК), условно осужденные (ст.44 УК), осужденные с отсрочкой исполнения приговора (ст.46-1 УК), - если они в последствии по определению суда были направлены для отбывания лишения свободы, назначенного приговором. Вместе с тем к ним не относятся лица, которым назначенное по приговору суда наказание в виде исправительных работ было заменено лишением свободы на основании ч.2 ст.28 УК;
г)содержащееся в Положении указание о том, что административный надзор применяется в отношении совершеннолетних лиц, не исключает его применения к лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста к моменту или после освобождения из воспитательно-трудовой колонии.
Вместе с тем при решении вопроса об установлении административного надзора в отношении этих лиц не должны учитываться нарушения режима, допущенные ими в несовершеннолетнем возрасте. Обратить внимание судов на необходимость проверки фактов объявления поднадзорным постановлений об установлении и продлении административного надзора, а также обстоятельств установления и изменения ограничений.
5.Разъяснить судам, что административная ответственность за нарушение правил административного надзора предполагает наличие у поднадзорного цели уклонения от надзора.
Это обстоятельство должно быть мотивировано в постановлении о наложении административного взыскания. Решая вопрос о наличии в действиях лица признаков злостного нарушения правил административного надзора (ч.1 ст.198-2 УК), суд обязан проверить законность и обоснованность применения и привести в приговоре доказательства в подтверждение виновности лица в совершении каждого из нарушений указанных правил с целью уклонения от надзора.
При этом для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы третье нарушение правил административного надзора было допущено до истечении годичного срока со дня применения мер административного взыскания за второе нарушение.
6.Обратить внимание судов на то, что не могут учитываться нарушения правил, не перечисленных в ст.ст.3 и 15 Положения, или правил, которые хотя и предусмотрены этими статьями, но не указаны в постановлении об установлении административного надзора, а также нарушения, за которые меры административного взыскания были применены по истечении установленного законом двухмесячного срока либо наложены меры взыскания, не предусмотренные законом.
7.Продление административного надзора на основании ст.8 Положения может иметь место лишь до истечения ранее установленного срока надзора каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости за данное преступление. Срок административного надзора истекает по окончании суток, предшедствующих тому числу месяца, которое соответствует дате установления или продления надзора.
Если административный надзор был установлен вновь после истечения ранее назначенного срока надзора, суды, рассматривая такие дела, должны проверять, соблюдены ли органами внутренних дел требования ст.ст.5-8 Положения. При этом следует иметь в виду, что если после истечения срока установленного или продленного административного надзора в отношении лица вновь установлен административный надзор, ранее допущенные поднадзорным правонарушения не должны учитываться.
8.Привлечение поднадзорного к уголовной ответственности, если в отношении его избрана иная, чем заключение под стражу, мера пересечения, а равно осуждение его за совершение преступления к мере наказания, не связанной с лишением свободы, не прекращают действия установленного административного надзора.
9.Поскольку ответственность по ч.2 ст.198-2 УК за неприбытие поднадзорного в определенный срок к избранному месту жительства наступает при отсутствии уважительных причин неприбытия, судам следует тщательно проверять его объяснения в этой части.
Уважительными причинами неприбытия поднадзорного могут быть признаны: сложные метеорологические условия или стихийное бедствие; перерыв в движении транспорта; болезнь поднадзорного, а равно иные обстоятельства, реально препятствовавшие его прибытию к избранному месту жительства в определенный срок. Суд обязан дать надлежащую оценку указанным обстоятельствам и мотивировать принятое в связи с этим решение.
10.Следует учитывать, что поднадзорный, своевременно прибывший к избранному месту жительства, не может быть привлечен к уголовной ответственности за неявку в орган внутренних дел для регистрации и постановки на учет.
11.Решая вопрос о наличии в действиях лица признаков преступления, предусмотренного ч.2 ст.198-2 УК РСФСР, надлежит иметь в виду, что самовольное оставление поднадзорным места жительства признается уголовно наказуемым деянием лишь в случае совершения его с целью уклонения от административного надзора.
12.Действия поднадзорного, который дважды в течение года привлекался к административной ответственности за нарушение правил административного надзора и вновь совершил такое же нарушение, а затем самовольно оставил место жительства с целью уклонения от административного надзора, должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ч.1 и ч.2 ст.198-2 УК. Если же третье нарушение выразилось только в самовольном оставлении места жительства с целью уклонения от административного надзора, содеянное следует квалифицировать по ч.2 ст.198-2 УК РСФСР.
13. Разъяснить судам, что при нарушении правил административного надзора и совершении в совокупности с ним иного административного проступка наступает самостоятельная ответственность за каждое правонарушение.
14.При рассмотрение дел о нарушении правил административного надзора необходимо выявлять все обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушения или преступления, и при наличии к тому оснований в установленном законом порядке (ст.265 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, ст.21-2 УПК) обращать внимание соответствующих государственных органов, общественных организаций или должностных лиц на факты несвоевременного установления административного надзора, формального отношения к его применению и проведению воспитательной работы с поднадзорными, а также на иные недостатки и упущения в осуществлении административного надзора.
15.В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 20 марта 1973 года №5 "О судебной практике по делам о злостном нарушении правил административного надзора" с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 17 декабря 1974 года №8, от 27 июля 1983 года №7 и от 20 декабря 1983 года №10. |
|