|
Заслушав и обсудив доклад заместителя Председателя Верховного Суда РСФСР В.П.Верина по материалам обобщения практики применения дополнительных наказаний, проведенного Верховным Судом РСФСР совместно с рядом областных и соответствующих им судов, Пленум отмечает, что в условиях перестройки работы судебных органов, существенного ограничения сферы применения наказаний, связанных с изоляцией от общества, роль дополнительных наказаний как средства исправления и перевоспитания осужденных, предупреждения совершения ими новых преступлений значительно возрастает.
Как показало проведенное обобщение, суды Российской Федерации при рассмотрении дел в большинстве случаев выполняют требования законодательства и постановлений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР по вопросам, связанным с назначением дополнительных наказаний.
Вместе с тем изучение судебной практики свидетельствует о недооценке многими судьями роли и значимости дополнительных наказаний в обеспечении соблюдения принципа индивидуализации наказания.
Недостатки и ошибки в работе судов, в основном, являются следствием поверхностного подхода со стороны некоторых судей к разрешению вопросов, связанных с применением дополнительных мер наказания, соблюдению соответствующих норм законодательства и выполнению разъяснений, данных по этим вопросам в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР.
Не всегда обсуждается судами вопрос о целесообразности назначения дополнительных мер наказания тогда, когда закон предусматривает возможность их применения или неприменения. Вместе с тем суды нередко без приведения в приговоре мотивов принятого решения и без ссылки на ст.43 УК РСФСР не назначают дополнительные наказания лицам, осуждаемым по статьям Уголовного кодекса, санкция которых предусматривает их обязательное применение.
Вопреки указаниям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29 августа 1980 года N 6 "О практике назначения судами дополнительных наказаний" (с последующими изменениями), некоторые суды не учитывают, что назначение основного наказания ниже низшего предела, предусмотренного законом за данное преступление, либо переход к другому, более мягкому виду основного наказания, не исключают возможности назначения виновному дополнительного наказания.
Имеют место факты неприменения конфискации имущества по мотивам его отсутствия без достаточных к тому оснований, не всегда указывается размер подлежащего конфискации имущества.
Нередко разрешение вопросов, связанных с назначением дополнительного наказания в виде конфискации имущества, затрудняется ввиду того, что органы следствия не всегда принимают необходимые меры по обеспечению возможной конфискации имущества, небрежно составляют описи имущества, справки к обвинительному заключению с перечнем имущества.
Суды не используют в полной мере возможности, предоставляемые ст.29 УК РСФСР; не применяют и даже не обсуждают вопрос о возможности применения этой нормы, когда по характеру совершенного виновным преступления по должности или при занятии определенной деятельностью сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью представляется невозможным.
Допускаются ошибки при разрешении вопросов, связанных с назначением дополнительного наказания осужденным, в отношении которых в части основного наказания применяется отсрочка исполнения приговора или ст.44 УК РСФСР.
Несмотря на разъяснения, содержащиеся в пп.8 и 9 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29 августа 1980 г. N 6, не устранены ошибки при назначении дополнительных наказаний по нескольким приговорам или лицам, виновным в совершении нескольких преступлений.
В частности, дополнительные наказания нередко определяются лишь по совокупности преступлений, а не назначаются, как того требует закон, первоначально отдельно за каждое преступление; не соблюдается порядок присоединения дополнительных наказаний, допускаются ошибки в исчислении сроков исполнения.
Суды кассационной и надзорной инстанций не всегда своевременно исправляют ошибки нижестоящих судов и не используют все имеющиеся у них возможности для устранения недостатков в их работе, формировании правильной судебной практики, способствующей наибольшей эффективности применения дополнительных мер уголовного наказания. Пленум Верховного Суда РСФСР
постановляет:
1. Обратить внимание судов Российской Федерации на необходимость устранения имеющихся в их деятельности недостатков и ошибок, связанных с назначением дополнительных мер наказания, неукоснительного выполнения требований законодательства и соответствующих постановлений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР. Усилить внимание к вопросам назначения дополнительных мер наказания с учетом их значимости в достижении целей уголовного наказания.
2.При рассмотрении уголовных дел судам надлежит принимать всепредусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного назначения дополнительного наказания; вынесением частных определений реагировать на все выявленные недостатки и упущения в деятельности органов дознания и предварительного следствия, препятствующие либо затрудняющие применение дополнительных мер наказания.
3.Судам кассационной и надзорной инстанций неукоснительно выполнятьуказания, содержащиеся в п.10 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29 августа 1980 г.N 6 (с последующими изменениями), о необходимости тщательной проверки соблюдения судами условий назначения дополнительных наказаний, а также требований уголовно-процессуального закона, регламентирующего порядок изложения в приговоре решения об их назначении (ст.ст.314, 315 УПК РСФСР), своевременно выявлять и устранять ошибки и нарушения закона и принимать меры, направленные на их предупреждение.
4.При проведении обобщений судебной практики по отдельным категориямуголовных дел уделять постоянное внимание вопросам правильности применения дополнительных мер наказания, принимать необходимые меры к устранению выявленных в деятельности судов недостатков и ошибок. |
|