|
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации и пунктом 4 статьи 58 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке осуществления права законодательной инициативы проект Федерального закона "О внесении изменений в часть первую статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР".
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в часть первую статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР
Статья 1. Исключить из части первой статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР указание на статьи 304 и 318 часть первую.
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации Б.Н. Ельцин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть первую статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР"
В соответствии со ст.Зб УПК РСФСР (в редакции Федерального закона от 21.12.96) подсудность уголовных дел Верховным Судам республик, краевым, областным и соответствующим им судам существенно расширена, что привело к перегрузке вышестоящих судов, отвлечению их сил и средств на рассмотрение дел, которые оперативно и качественно разрешались районными судами.
Так, в статью 36 УПК РСФСР включен состав преступления, предусмотренный ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти).
Фактически диспозицией части первой этого уголовного закона охватываются деяния, ответственность за которые предусматривалась ч.2 ст. 191-1 УК РСФСР (оказание сопротивления работнику милиции или народному дружиннику, сопряженное с насилием или угрозой применения насилия, а равно принуждение этих лиц путем насилия или угрозы применения насилия к выполнению явно незаконных действий).
Из данных судебной статистики видно, что по ч.2 ст. 191-1 УК РСФСР ежегодно осуждалось примерно 2700 человек.
Таким образом, отнесение к подсудности краевых, областных и соответствующих им судов дел этой категории привело к негативным последствиям, а именно:
к существенному увеличению нагрузки по рассмотрению дел (почти в два раза);
нарушению процессуальных сроков разрешения дел об особо тяжких преступлениях (убийства и изнасилования при отягчающих обстоятельствах, бандитизм и т.д.);
значительному отвлечению судей для выездов из республиканских и областных центров в районы, а значит и к существенному увеличению числа
командировок при фактическом отсутствии средств на их оплату.
Оставление в подсудности республиканских, краевых, областных и соответствующих им судов дел названной категории нелогично и потому, что в подсудности районных судов оставлены дела о некоторых тяжких и особо тяжких преступлениях (убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, грабежи, разбои и т.д.).
С учетом этих обстоятельств в законопроекте предлагается внести изменение в ст.Зб УПК РСФСР, исключив из ее первой части указание на конкретные составы преступлений небольшой и средней тяжести, дела о которых без ущерба для интересов правосудия могут быть разрешены районным судами. |
|