|
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке осуществления права законодательной инициативы проект федерального закона "О приведении штатной численности судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции в соответствие с нормами нагрузки".
Вносится Верховным Судом
Российской Федерации
Проект
Российская Федерация
Федеральный конституционный закон
О приведении штатной численности судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции в соответствие с нормами нагрузки
Статья 1.
В соответствии с нормами нагрузки судей и работников аппарата судов субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 27 июня 1996 г. №41а/06-74-124; нормами нагрузки судей и работников аппарата районных (городских) судов, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 27 июня 1996 г. №41б/06-74-125, установить по состоянию на 31 декабря 2000 г. штатную численность судей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, а также районных судов (далее - федеральные суды общей юрисдикции) в количестве 16 742 единиц и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции в количестве 38 379 единиц, а затем поэтапно увеличить в 2001-2010 годах штатную численность:
судей федеральных судов общей юрисдикции до 35 734 единиц, в том числе:
2001 г. - на 1250 единиц; 2002 г. - на 1250 единиц; 2003 г. - на 1750 единиц;
2004 г. - на 1750 единиц; 2005 г. - на 2000 единиц; 2006 г. - на 2000 единиц;
2007 г. - на 2000 единиц; 2008 г. - на 2000 единиц; 2009 г. - на 2496 единиц;
2010 г. - на 2496 единиц;
работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции до 123 162 единиц, в том числе: 2001 г. - на 5500 единиц; 2002 г. - на 5500 единиц; 2003 г. - на 7800 единиц; 2004 г. - на 7800 единиц; 2005 г. - на 8950 единиц; 2006 г. - на 8950 единиц; 2007 г. - на 8950 единиц; 2008 г. - на 8950 единиц, 2009 г. - на 11 191 единицу; 2010 г. - на 11 192 единицы.
Статья 2.
Финансирование расходов, связанных с увеличением численности судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, осуществлять за счет средств федерального бюджета 2001-2010 годов.
Статья 3.
Поручить Правительству Российской Федерации в течение 2001-2010 годов осуществить финансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы судов в связи с поэтапным увеличением численности судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции.
Статья 4.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О приведении штатной численности судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции в соответствие с нормами нагрузки"
В настоящее время в большинстве федеральных судов общей юрисдикции судьи и работники аппаратов судов работают в условиях, когда их фактическая служебная нагрузка более чем в 2 раза превышает ее нормы, определенные совместными постановлениями Министерства труда Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 27 июня 1996 г. №41а/06-74-124 и №416/06-74-125.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации на одного судью районного суда общей юрисдикции приходилось ежемесячно в среднем 10 уголовных и 40 гражданских рассмотренных в 1999 году дел, тогда как по нормам нагрузки эти показатели должны быть более чем в 2 раза ниже.
Аналогичная ситуация с количеством рассмотренных уголовных и гражданских дел сложилась в верховных судах республик и приравненных к ним судах в субъектах Российской Федерации. В 1999 году на 1 судью указанных судов приходилось в месяц, включая кассационное и надзорное рассмотрение, 75 гражданских и 30 уголовных дел, что также значительно превышает установленные нормы нагрузки судей.
Такое положение дел в судах неизбежно приводит к увеличению процессуальных сроков рассмотрения дел, ошибкам в правоприменении. Анализ обращений граждан в аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Управление по работе с обращениями граждан Администрации Президента Российской Федерации, Международную конфедерацию обществ потребителей, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации свидетельствует, что реализация конституционного права на судебную защиту затруднена.
Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. №1758 "О штатной численности судей федеральных судов общей юрисдикции" предусмотрено увеличение штатной численности судей с 15 742 единиц в 1999 году до 16742 единиц к 31 декабря 2000 г., т. е. всего на 1000 единиц. Однако такое увеличение численности судей следует признать недостаточным, поскольку компетенция судов в последнее время существенно расширилась, что привело к значительному увеличению количества поступающих в суды дел. Введение института мировых судей практически не уменьшит служебную нагрузку на судей федеральных судов общей юрисдикции, так как последние будут рассматривать в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях жалобы и протесты на решения мировых судей.
В соответствии с названным Указом Президента Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий увеличение штатной численности судей федеральных судов общей юрисдикции с 16742 единиц в 2000 году до 35 734 единиц в 2010 году и работников аппаратов судов с 38 379 единиц в 2000 году до 123162 единиц в 2010 году.
Учитывая сложности формирования бюджета Российской Федерации, Судебным департаментом разработан проект федерального закона "О приведении штатной численности судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции в соответствие с нормами нагрузки", которым определяется поэтапное увеличение штатной численности судей и работников аппаратов верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, а также районных судов в течение 2001-2010 годов. (Аналогичная практика имела место в истории государства, когда для поэтапного увеличения штатной численности сотрудников МВД, Правительством страны было принято соответствующее директивное решение.)
В соответствии с предлагаемым проектом для увеличения штатной численности судей и работников аппаратов судов потребуется дополнительно бюджетных средств:
в 2001 году - 2 458,8 млн. рублей;
в 2002 году - 2 458,8 млн. рублей;
в 2003 году - 3 478,7 млн. рублей;
в 2004 году - 3 478,7 млн. рублей;
в 2005 году - 3 988,7 млн. рублей;
в 2006 году - 3 988,7 млн. рублей;
в 2007 году - 3 988,7 млн. рублей;
в 2008 году - 3 988,7 млн. рублей;
в 2009 году - 4 985,8 млн. рублей;
в 2010 году - 4 985,8 млн. рублей.
Увеличение численности судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции потребует увеличения затрат на приобретение, реконструкцию, содержание, аренду помещений и зданий, приведение их в соответствие с элементарными нормами размещения государственных служащих и отправления правосудия. В этой связи ежегодно на эти цели потребуется дополнительно около 5,0 млрд.рублей.
На основании изложенного для решения вопроса приведения служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов в соответствие с нормами предлагается принятие федерального закона "О приведении штатной численности судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции в соответствие с нормами нагрузки".
|
|