|
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" и Гражданский процессуальный кодекс РСФСР".
Вносится
Верховным Судом
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Федеральный закон
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР
"О СУДОУСТРОЙСТВЕ РСФСР" И ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР
Статья 1. Внести в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" следующие изменения и дополнения:
1. Статьи 30 и 42 дополнить частью второй следующего содержания:
"В случае необходимости в составе суда может быть образована судебная коллегия по административным делам".
2. Части первые статей 35, 36, 47 и 48 дополнить после слов "Судебная коллегия по гражданским делам" словами "судебная коллегия по административным делам".
3. Статью 54 дополнить новым пунктом 5 следующего содержания:
"5) Судебной коллегии по административным делам;"; пункты 5 и 6 считать соответственно пунктами 6 и 7.
4. Часть первую статьи 62-2 изложить в следующей редакции:
"Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации:
1) рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и административные дела по жалобам и протестам на решения, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции;
2) рассматривает в качестве суда второй инстанции уголовные дела по жалобам и протестам на приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции;
3) рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам".
5. Часть первую статьи 63 дополнить после слов "Судебная коллегия по гражданским делам" словами "Судебная коллегия по административным делам".
6. В статье 64:
часть первую дополнить после слов "Судебная коллегия по гражданским делам" словами "Судебная коллегия по административным делам";
дополнить ее новой частью второй следующего содержания:
"Судебная коллегия по административным делам рассматривает дела, возникающие из административно-правовых отношений и подведомственные судам общей юрисдикции";
часть вторую считать частью третьей.
Статья 2. Внести в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР следующие дополнения:
1. Пункт 3 части первой статьи 283 и часть вторую статьи 284-1 дополнить после слов "Судебной коллегии по гражданским делам" словами "Судебной коллегии по административным делам".
2. Части вторую, третью и четвертую статьи 321 после слов "Судебная коллегия по гражданским делам" и "Судебной коллегии по гражданским делам" дополнить соответственно словами "Судебная коллегия по административным делам" и "Судебной коллегии по административным делам".
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений
в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР"
и Гражданский процессуальный кодекс
РСФСР"
В соответствии с частью второй статьи 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Применительно к административному судопроизводству следует заметить, что в последние годы возрастает число поступающих в суды дел об административных правонарушениях, а также жалоб о нарушении конституционных прав граждан.
Достаточно отметить, что только в 1999 году судами общей юрисдикции было рассмотрено около 2 млн. указанных дел, в том числе:
3899 дел по жалобам о признании правовых актов незаконными (удовлетворено 72,2%);
134355 жалоб на действия должностных лиц, коллегиальных органов власти, управления и общественных объединений (удовлетворено 82,8%);
83427 жалоб на нарушения налогового законодательства (удовлетворено 95,8%);
2320 жалоб на нарушения избирательных прав (удовлетворено 47,6%).
За тот же период Верховным Судом Российской Федерации рассмотрено 286 дел указанной категории, а в 178 случаях отказано в приеме исковых заявлений о признании правовых актов недействительными по основанию неподсудности этих дел судам, в том числе и Верховному Суду Российской Федерации.
Судебная практика и приведенные данные судебной статистики приводят к выводу о необходимости не только четкого отграничения административного судопроизводства от гражданского по делам о защите конституционных прав граждан, но и специализации судей по рассмотрению именно этой категории дел, что, в свою очередь, послужит своевременному и качественному разрешению административных дел.
Ввиду этого и вносится данный проект федерального закона, в котором предусмотрено образование в структуре Верховного Суда Российской Федерации самостоятельной Судебной коллегии по административным делам, в полномочия которой будет входить рассмотрение административных дел по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Проверку законности и обоснованности решений, вынесенных указанной коллегией в качестве суда первой инстанции, будет осуществлять соответствующий состав судей Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Предлагаемые в законопроекте поправки к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР сводятся к дополнению соответствующих его статей словами "Судебная коллегия по административным делам".
Введение в действие данного закона не предусматривает увеличения числа судей Верховного Суда Российской Федерации и не повлечет расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
|
|