|
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
Вносится Верховным Судом
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении дополнения в статью 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
Статья 1. Дополнить статью 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №52, ст. 4921; 2002, №22, ст.2027; 2003, №27,ч.1, ст.2706) частью четвертой следующего содержания:
"4. Порядок возмещения процессуальных издержек и размер выплачиваемых сумм устанавливаются Правительством Российской Федерации.".
Статья 2. Правительству Российской Федерации привести нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В. Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О внесении дополнения в статью 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Статьей 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определены виды процессуальных издержек, подлежащих возмещению за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.
В утратившем силу УПК РСФСР аналогичное положение было предусмотрено статьями 105 и 106. При этом предусматривалось, что порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате свидетелям, потерпевшим, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым, устанавливаются Советом Министров РСФСР.
На основании этого постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. №245 была утверждена Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд.
Необходимо отметить, что УПК РФ предусматривает ряд новых положений, касающихся возмещения процессуальных издержек, которых не содержалось в утратившем силу УПК РСФСР.
Так, пунктом 8 части второй статьи 131 УПК РФ предусмотрена выплата за счет средств федерального бюджета ежемесячного государственного пособия в размере пяти минимальных размеров оплаты труда обвиняемому, временно отстраненному от должности.
Пунктом 2 части второй статьи 131 УПК РФ предусмотрена выплата работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым денежных сумм в возмещение недополученной заработной платы за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд. При этом в соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей, средняя заработная плата по месту работы не сохраняется.
Однако ни УПК РФ, ни другими нормативными правовыми актами не определено, кем и в каком порядке осуществляются указанные выплаты.
Правительство Российской Федерации не имеет правовых оснований для разработки и утверждения порядка возмещения процессуальных издержек и внесения изменений в вышеназванную Инструкцию, поскольку УПК РФ не содержит положения о том, что порядок возмещения процессуальных издержек и размеры сумм, подлежащих выплате потерпевшим, свидетелям, их законным представителям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, предлагается внести дополнение в статью 131 УПК РФ, предусматривающее поручение Правительству Российской Федерации определить порядок возмещения процессуальных издержек и размер выплачиваемых сумм в соответствии с данной статьей.
Принятие данного федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие данного федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета. |
|