|
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".
2. Назначить представителем Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении данного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Демидова - секретаря Пленума, судью Верховного Суда Российской Федерации.
Вносится
Верховным Судом
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Федеральный закон
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №52, ст.4921; 2002, №22, ст.2027; №30, ст.3015, 3020, 3029; №44, ст.4298; 2003, №27, ст.2700, 2706; №2880; №50, ст.4847) следующие изменения:
1) статью 222 дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. Если копия обвинительного заключения не вручена обвиняемому ввиду того, что он скрылся, то прокурор приостанавливает производство по уголовному делу и обеспечивает розыск обвиняемого";
2) в части 2 статьи 238 слова "и поручает прокурору обеспечить его розыск" заменить словами "возвращает уголовное дело прокурору и поручает ему обеспечить розыск обвиняемого";
3) третье предложение части 3 статьи 253 дополнить словами "и возвращает уголовное дело прокурору для обеспечения розыска".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации В.В.Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
В настоящее время в судах общей юрисдикции находится более 16 тысяч уголовных дел, производство по которым приостановлено в связи с розыском скрывшихся обвиняемых и подсудимых.
Например, за судами города Москвы числится 1150 таких дел, города Санкт-Петербурга - 1411, Хабаровского края - 1143, Приморского края - 635, Самарской области - 458, Московской области - 388, Волгоградской области - 300.
В основном розыск указанных лиц объявляется по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Так, в Кемеровской области из находящихся в розыске 181 человека 19 обвиняются в совершении особо тяжких преступлений, 107 - тяжких преступлений.
По всем приостановленным уголовным делам суды периодически направляют запросы в органы внутренних дел и прокуратуру с требованием сообщить о результатах розыскных действий. Однако нередки случаи, когда такие запросы остаются без исполнения, а если поступают ответы, то они, как правило, формальны.
Как отмечают суды, они практически превратились в хранилища приостановленных уголовных дел, что не только снижает активность прокуроров и органов дознания по розыску (ведь дела числятся не за ними, а за судами), но и создает у потерпевших ложное представление о неосновательном затягивании судебного разбирательства, о преднамеренном нарушении судами их конституционных прав на судебную защиту.
Согласно статье 37 УПК РФ поручения и указания органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий дает прокурор.
Суд не наделен такими полномочиями и в соответствии с принципами правосудия и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 1999 года №7-П не вправе выполнять несвойственные ему функции обвинения, которые фактически имеют место, когда он направляет указанные выше запросы с требованием ускорить розыск скрывшихся обвиняемых и подсудимых.
В этой связи в данном проекте федерального закона предлагается установить порядок, в соответствии с которым все приостановленные судом уголовные дела в случаях, когда обвиняемые и подсудимые скрылись, должны возвращаться прокурору для обеспечения их розыска.
Принятие законопроекта не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, и не повлечет необходимости изменения, дополнения, принятия либо отмены иных актов федерального законодательства. |
|