Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
2. Назначить представителем Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении данного законопроекта в Федеральном Собрании Российской Федерации В.В.Хомчика – заместителя председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Вносится Верховным Судом
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статьи 314 и 316 Уголовно-
процессуального кодекса Российской Федерации
Статья 1. Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №22, ст. 2027; N 30 ст. 3015, 3020, 3029, N 44 ст. 4298; 2003, N 27 ст. 2700, 2706, 2708, N 28 ст. 2880, N 50 ст. 4847; N 52 ст. 4921; 2004, N 11 ст. 914, N 17 ст. 1585, N 27 ст. 2711; 2004, №49, ст. 4853; 2005, №23, ст. 2200) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 314:
часть первую изложить в следующей редакции:
«1. По уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести обвиняемый вправе заявить о согласии с предъявленным ему обвинением и ходатайствовать о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке».
2. В статье 316:
дополнить частью 7-1 следующего содержания:
«7-1. Если дело, назначенное к рассмотрению в особом порядке, в последующем по ходатайству государственного или частного обвинителя и (или) потерпевшего, либо по инициативе суда рассмотрено в общем порядке, то наказание подсудимому назначается судом по правилам части седьмой статьи 316 настоящего Кодекса».
Статья 2. Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Президент
Российской Федерации В.В. Путин
Пояснительная записка
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в статьи 314 и 316 Уголовно-
процессуального кодекса Российской Федерации»
1. Особый порядок судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением применятся в уголовном судопроизводстве с момента введения в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и в 2003 г. подвергся законодательному изменению в сторону его расширения по категориям уголовных дел.
В отличие от первоначальной редакции, предусматривавшей рассмотрение дел в особом порядке по делам о преступлениях, влекущих наказание до 5 лет лишения свободы, в настоящее время особый порядок судебного разбирательства может применяться по делам о преступлениях, максимальное наказание за которые не превышает 10 лет лишения свободы.
Таким образом, в особом, т.е. в упрощенном порядке стало возможным рассмотрение дел о тяжких преступлениях.
В результате под указанную в действующей редакции части первой статьи 314 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации категорию уголовных дел подпадают дела о таких опасных для личности, общества и государства преступлениях, как, например, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по найму, с особой жестокостью, по мотиву национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, в целях использования органов или тканей потерпевшего (ч.2 ст. 111 УК РФ); незаконное лишение свободы при отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст.127 УК РФ); захват заложника (ч.1 ст. 206 УК РФ); содействие в террористической деятельности (ч.1 ст. 205-1 УК РФ), организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ч.1 ст. 208 УК РФ); угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ч.1 ст. 211 УК РФ); массовые беспорядки (ч.1 ст. 212 УК РФ); хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст. 213 УК РФ) и другие опасные преступления.
Рассмотрение таких дел вызывает, как правило, общественный резонанс, затрагивает интересы многих лиц, а потому без исследования в суде доказательств, без допроса в суде потерпевших и свидетелей зачастую представляется невозможным вынести по ним справедливое решение, выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступлений.
Дела о тяжких преступлениях требуют особого внимания, что возможно обеспечить только в общем порядке судебного разбирательства, при надлежащем соблюдении принципов уголовного процесса и обеспечении гарантий прав всех участников уголовного судопроизводства.
С учетом изложенного настоящим проектом предлагается ограничить применение особого порядка судебного разбирательства уголовными делами о преступлениях небольшой и средней тяжести, к которым в соответствие со статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федерации относятся умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, а также все неосторожные деяния.
2. В проекте предлагается уточнить последовательность волеизъявления участников уголовного процесса относительно особого порядка судебного разбирательства, имея в виду, что право заявить соответствующее ходатайство принадлежит обвиняемому, а государственный либо частный обвинитель и (или) потерпевший вправе возражать против заявленного им ходатайства, как это предусмотрено частью четвертой статьи 314 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
3. В целях реализации права на равный доступ лиц, совершивших не тяжкие преступления, к особой форме правосудия, предполагающей императивное снижение уголовного наказания, в проекте предлагается льготные правила назначения наказания при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением распространять и на случаи, когда уголовное дело, назначенное в особом порядке, впоследствии по независящим от подсудимого причинам рассмотрено судом в общем порядке.
4. Принятие указанного законопроекта не потребует внесения изменений в иные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, связанных с его финансированием.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в статьи 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации»
Принятие и реализация Федерального закона «О внесении изменений в статьи 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в статьи 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в статьи 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства. |