|
В связи с принятием 4 октября 2005 года Конституционным Судом Российской Федерации Определения №364-О по запросу Верховного Суда Российской Федерации, а также с возникшими у судов вопросами Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет внести в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции постановления Пленума от 5 апреля 2005 г. №7) следующие изменения и дополнения:
1. Пункт 3 изложить в новой редакции:
«3. В силу статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или
иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной
денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ
выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам,
вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате
катастрофы на Чернобыльской АЭС.».
2. Из пункта 18 исключить второй и третий абзацы.
3. Дополнить пунктами 81, 82 , 171 следующего содержания:
«81. Решения судов об индексации с учетом роста величины
прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации ежемесячной
денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью
вследствие чернобыльской катастрофы, а также иных компенсационных
выплат, входящих в объем возмещения вреда (за исключением тех, которые
индексируются в соответствии с другими федеральными законами), и о
взыскании образовавшейся в связи с этим задолженности, вынесенные до 29
мая 2004 года, не могут быть пересмотрены только по тому основанию, что
редакция части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г.
№5-ФЗ была изменена Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. №31-ФЗ,
поскольку эти решения были постановлены в соответствии с действовавшей
в тот период редакцией базового Закона с учетом положений, закрепленных в
Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня
2002 г. №11-П. Такие решения являются обязательными для всех без
исключения органов государственной власти, органов местного
самоуправления и подлежат неукоснительному исполнению на всей
территории Российской Федерации (статья 6 Федерального
конституционного закона от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной
системе Российской Федерации»).
При этом необходимо учитывать, что присужденная на основании
вступившего до 29 мая 2004 года в законную силу решения суда сумма
задолженности, образовавшаяся в связи с отсутствием индексации,
впоследствии не подлежит возврату или зачету в счет будущих платежей
(статьи 411 и 1109 ГК РФ), а ежемесячная денежная сумма либо иная
компенсационная выплата, проиндексированная с учетом роста величины
прожиточного минимума, не может быть пересчитана в сторону уменьшения.
82. Разрешая споры, возникшие в связи с отказом в индексации
компенсационных выплат исходя из уровня инфляции, в соответствии с
частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. №31-ФЗ) за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской
Федерации от 27 декабря 2004 г. №847 «Об индексации в 2004 году размеров
компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», необходимо
учитывать, что требования о проведении такой индексации, заявленные лицами, которым компенсационные выплаты были проиндексированы с учетом роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, не могут быть удовлетворены, поскольку это приведет к индексации на основании двух различных критериев одних и тех же выплат за один и тот же период.
171. После вступления в силу Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» его действие было распространено на некоторые категории граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, не связанного с чернобыльской катастрофой. К ним относятся:
граждане, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах (на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2123-1);
лица, перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского и военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, а также лица из числа летно-подъемного, инженерно-технического состава гражданской авиации и служебных пассажиров, выполнявших в составе экипажей воздушных судов и их служебных пассажиров в период с 1958 по 1990 год полеты с целью радиационной разведки с момента ядерного выброса (взрыва) с последующим сечением и сопровождением радиоактивного облака, его исследованиями, регистрацией мощности доз в эпицентре взрывов (аварий) и по ядерно-радиационному следу при испытаниях ядерного оружия, ликвидации последствий ядерных и радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначения (на основании пункта 7 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1992 г. №3062-1);
граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (на основании Федерального закона от 26 ноября 1998 г. №175-ФЗ).
Изменения и дополнения, расширявшие круг льгот и компенсаций, предоставляемых пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вносимые впоследствии в базовый Закон, не исключали возможность предоставления льгот и компенсаций, гарантированных этим Законом, и другим категориям пострадавших, на которые ранее было распространено
действие базового Закона. Указанное в полной мере распространяется на граждан, имеющих инвалидность, связанную с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, поскольку они по своему правовому положению в части возмещения вреда здоровью были приравнены законодателем посредством пенсионного обеспечения к лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы (пункт 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2123-1). Учитывая эти обстоятельства, суды не вправе отказывать в удовлетворении требований названных выше категорий пострадавших вследствие радиационного воздействия о предоставлении им указанных льгот и компенсаций, но только в пределах, установленных соответствующими законами.
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, введенный в действие с 1 января 2005 года, внес в названные выше постановления Верховного Совета Российской Федерации и базовый Закон изменения и дополнения, повлиявшие на объем льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия. В частности, с 1 января 2005 года инвалидам из числа граждан, указанных в пункте 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2123-1, гарантируется предоставление только мер социальной поддержки в пределах, установленных пунктом 2 названного постановления, а на лиц, перечисленных в пункте 7 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1992 г. №3062-1, действие базового Закона с этой даты не распространяется. Вместе с тем пунктом 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ предусмотрено сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после вступления в силу данного Федерального закона.
Исходя из указанной нормы требования истцов из числа названных выше категорий пострадавших вследствие радиационного воздействия, заявленные в суд в связи с отказом после 1 января 2005 года в дальнейшей выплате компенсаций в возмещение вреда здоровью и (или) индексации этих выплат, являются законными и обоснованными.
Учитывая длящийся характер правоотношений по возмещению вреда здоровью, исходя из конституционных принципов справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом и судом, конституционного требования о недопустимости умаления прав и свобод человека и гражданина, а также исходя из конституционной обязанности государства признавать и обеспечивать право на возмещение вреда здоровью, в том числе причиненного в связи с деятельностью государства в сфере ядерной энергетики, требования о предоставлении компенсаций в возмещение вреда, гарантированных базовым Законом, названных выше категорий пострадавших, ставших инвалидами либо получивших лучевую болезнь или другие заболевания вследствие
радиационного воздействия, имевшего место до 27 декабря 1991 года, также являются законными и обоснованными, но только в пределах, установленных соответствующими законами.
Если до принятия Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснений, содержащихся в настоящем пункте постановления, судами были вынесены решения или иные постановления об отказе в удовлетворении требований граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, не связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС, о предоставлении им предусмотренных базовым Законом льгот и компенсаций в пределах, установленных соответствующими законами, то такие постановления могут быть пересмотрены и в случае истечения сроков их обжалования в суд надзорной инстанции. Пересмотр этих постановлений возможен применительно к порядку, установленному главой 42 ГПК РФ.». |
|