Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации».
2. Направить законопроект на заключение Правительства Российской Федерации.
3. Представлять данный проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедеву.
Вносится Верховным Судом
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Федеральный закон
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1.
Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации следующие изменения:
1) в части третьей статьи 154 слово «сокращ?нные» заменить словом «иные»;
2) первое предложение части второй статьи 252 после слов «в течение месяца» дополнить словами «, а Верховным Судом Российской Федерации в течение трех месяцев»;
3) часть первую статьи 257 после слов «в течение десяти дней» дополнить словами «, а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев».
Статья 2.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации Д.А.Медведев
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»
Пункты 1 и 2 части первой статьи 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) предусматривают, что Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:
об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;
об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Вместе с тем часть вторая статьи 252 ГПК РФ, устанавливающая срок рассмотрения гражданских дел об оспаривании нормативных правовых актов, не учитывает характера дел, относящихся к подсудности Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, закрепляя общую норму о том, что данные дела рассматриваются в течение месяца со дня подачи заявления.
Указанные дела характеризуются повышенной сложностью, как правило, затрагивают права и охраняемые законом интересы неопредел?нного круга граждан и организаций, требуют совершения большого объема процессуальных действий при их подготовке к судебному разбирательству и рассмотрении в судебном заседании.
Изложенное в полной мере относится и к части первой статьи 257 ГПК РФ, предусматривающей, что заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица должно быть рассмотрено судом, в том числе Верховным Судом Российской Федерации, в течение десяти дней.
В течение этого срока дело не может быть рассмотрено, так как согласно ч. 3 ст.113 ГПК РФ лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
С учетом названных обстоятельств, Верховный Суд Российской Федерации нередко назначает рассмотрение дел с нарушением установленных процессуальных сроков.
В 2007 году Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ по первой инстанции с вынесением решения рассмотрела 316 дел. С нарушением сроков установленных ГПК РФ разрешено 246 дел или 77,8 %
Предлагаемые изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не повлекут нарушения прав граждан и организаций на рассмотрение дела в разумные сроки, но позволят исключить случаи отложения дел, будут способствовать улучшению организации судебных процессов, более тщательной подготовке к
судебному разбирательству лиц, участвующих в деле, повышению качества принимаемых судебных постановлений.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона
«О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»
В случае принятия данного Федерального закона не подлежат признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению или дополнению акты федерального законодательства или иные нормативные правовые акты.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
|