Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации

Обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации

     
     
Постановления Пленума по датам
2015 2014 2013 2012
2011 2010 2009 2008 2007 2006
2005 2004 2003 2002 2001 2000
1999 1998 1997 1996 1995 1994
1993 1992 1991 1990 1989 1988
1987 1986 1985 1984 1983 1982
1981 1980-1972 1971-1961 СССР
 
Постановления Пленума по отраслям
Административное право
Гражданское право
Уголовное право
Процессуальное право
 
 
   
     
 

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года №14

 
     
 
Скачать Постановление Пленума ВС РФ №14 от 26.06.2008
 
 
pdf (208 Kb)       doc (189 Kb)      doc in rar (45.2 Kb)
 
 
 
     
     
  Аналитика и комментарии к Постановлению Пленума ВС РФ №14 от 26.06.2008 года
"О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" на сегодняшний день отсутствуют
 
     
     
     
 

Текст Постановления Пленума Верховного суда РФ от 26 июня 2008 года №14

 
  О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»
 
     
 

Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации


постановляет:


1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

2. Направить законопроект на заключение Правительства Российской Федерации.

3. Представить данный проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедеву.


Вносится Верховным Судом
Российской Федерации

Проект


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №330, ст. 1792; 1993, №17, ст. 606; 1993, №17, ст. 607; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №26, ст. 2399; 1999, №29, ст. 3690; 2000, №26, ст. 2736; 2001, №51, ст. 4834; 2004, №35, ст. 3607) следующие изменения и дополнения:

1. Статью 20.1 изложить в следующей редакции:

«Статья 20.1. Профессиональная подготовка и поддержание уровня квалификации, необходимого для осуществления полномочий судьи

1. Судья федерального суда, впервые назначенный на должность, проходит профессиональную подготовку в форме обучения в Российской академии правосудия и стажировки в суде. Общая продолжительность обучения и стажировки в суде составляет до одного года с сохранением заработной платы на период обучения и стажировки.

Порядок и сроки прохождения обучения и стажировки устанавливаются соответственно Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Период прохождения обучения и стажировки в суде включается в стаж работы в должности судьи.

Судье федерального суда, впервые назначенному на должность, по результатам прохождения обучения и стажировки присваивается квалификационный класс.

2. В целях поддержания уровня квалификации, необходимого для осуществления судейских полномочий, федеральный судья обязан один раз в три года проходить повышение квалификации.

Повышение квалификации федеральных судей осуществляется в формах обучения в Российской академии правосудия или стажировки в судах с сохранением заработной платы на период обучения или стажировки.

Порядок и сроки прохождения повышения квалификации федеральных судей устанавливаются соответственно Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

3. Профессиональная подготовка и повышение квалификации федеральных судей осуществляются за счет средств федерального бюджета.

4. Порядок и сроки прохождения профессиональной подготовки и повышения квалификации судей судов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.».


Статья 2.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей предусмотрен иной порядок вступления в силу.

2. Положения пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2011 года.

Президент
Российской Федерации
Д.А. Медведев


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» направлен на повышение профессионального уровня отечественного судейского корпуса.

Работа судьи является одной из наиболее сложных и важных юридических специальностей и отличается повышенной ответственностью перед обществом и гражданами, особенно в настоящее время, когда формируются новые экономические и социальные отношения, интенсивно меняется нормативно-правовая система, возникают новые общественные и социальные конфликты, активизируется международный экстремизм. Для адекватной реакции на происходящее, учитывая мировые и национальные правотворческие и правоприменительные процессы, судье необходимы глубокие теоретические познания в области права, умение свободно ориентироваться в международном и российском праве, тенденциях развития юридической, в частности, судебной практики, владение современными технологиями работы с правовой информацией.

В связи с этим и в целях повышения профессионального уровня судейского корпуса предлагается установить, что гражданин, впервые назначенный на должность федерального судьи, проходит профессиональную подготовку для работы в этой должности. Предполагается, что профессиональная подготовка будет состоять из двух этапов. Первый этап – обучение в Российской академии правосудия (до 6 месяцев). Второй этап – практическая стажировка в суде по месту будущей работы судьи и вышестоящих судах (до 6 месяцев).

Прохождение профессиональной подготовки предусматривается сразу после назначения гражданина на должность судьи. В этот период судья будет получать установленную заработную плату (денежное содержание).

Для работы в суде на период подготовки вновь назначенных судей могут привлекаться судьи, находящиеся в отставке, в порядке ст.7.1. Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Законопроект направлен также на формирование системы непрерывного повышения квалификации судей в форме специализированного обучения, различных семинаров, стажировок и в других формах повышения квалификации, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. №610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», иными нормативными правовыми актами.

Обучение предполагается осуществлять в специализированном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия правосудия», созданном в соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 1998 г. №528 и Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 г. №119.

Повышение квалификации может осуществляться также в форме стажировок в судах.

Представленный законопроект предусматривает осуществление профессиональной подготовки и повышение квалификации федеральных судей за счет средств федерального бюджета.

Введение системы профессиональной подготовки и повышения квалификации судей, предусмотренное законопроектом, не потребует внесения изменений в другие законодательные акты Российской Федерации. Действующие законы, определяющие порядок организации и деятельности судов, уже предусматривают обязанность председателей судов и председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации обеспечивать повышение квалификации судей (пункт 7 части 1 статьи 26, пункт 8 статьи 37, пункт 9 статьи 49, пункт 6 части 1 статьи 67 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР», пункт 2 статьи 44 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»). Кроме того, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации об образовании дают правовую основу для реализации программ дополнительного образования (прежде всего именно в рамках этих программ и будут осуществляться как профессиональная подготовка впервые назначенных на должность судей, так и повышение квалификации судей).

Проектом Закона предусматривается, что он вступает в силу со дня официального опубликования.

Вместе с тем профессиональная подготовка граждан, впервые назначенных судьями, должна начаться с 1 января 2011 года.

Такой поэтапный порядок введения в действие положений закона о профессиональной подготовке предусматривается в целях обеспечения непрерывности пополнения судейского корпуса, удовлетворения потребности судов в судейских кадрах.


ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ТРЕБУЮЩИХ
ИЗМЕНЕНИЯ ИЛИ ОТМЕНЫ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.


ФИНИНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона
«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
«О статусе судей в Российской Федерации»


Финансово-экономическое обоснование составлено исходя из штатной численности судей судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов, продолжительности специализированных программ профессиональной подготовки и повышения квалификации, а также норм площади, необходимой для обеспечения учебного процесса (СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания» и 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»).

Численность должностей судей судов общей юрисдикции страны составляет 23297 единиц.

Численность должностей судей арбитражных судов составляет 4083 единицы.

Законопроектом предусматривается повышение квалификации действующих судей один раз в три года посредством обучения в Российской академии правосудия как их обязанность.

Исходя из численности судейского корпуса в 27380 единиц и программ повышения квалификации продолжительностью 3 недели, ежегодно должно обучаться 9126 человек.

При этом постоянно в Академии (г. Москва) необходимо обучать 760 человек (9126 чел. : 12 потоков).

Проектом закона предусматривается прохождение судьями, впервые назначенными на должность, профессиональной подготовки в форме обучения в Российской академии правосудия продолжительностью 6 месяцев.

В настоящее время 3872 должности всех судей вакантные, кроме того, по различным причинам ежегодно прекращают судейские полномочия до 7% судейского корпуса – это еще 1917 должностей, подлежащих замещению (7 % от 27380 = 1917). Всего за 5 лет необходимо подготовить 13457 человек.

При планомерном укомплектовании должностей судей требуется ежегодная подготовка не менее 2600 человек (13457 : 5).

Таким образом, в Российской академии правосудия на постоянной основе должны проходить профессиональную подготовку 1300 человек (2600 : 2) из них в г. Москве – 300 чел. и в 10 региональных филиалах 1000 чел. (по 100 чел. в 1 филиале).

Следовательно, для обеспечения судебной системы страны высококвалифицированными судейскими кадрами требуется одновременное обучение на постоянной основе в Российской академии правосудия 2060 судей, из них повышение квалификации – 760 судей и профессиональная подготовка – 1300 судей (приложение №1).

В настоящее время Российская академия правосудия с сетью из 10 межрегиональных филиалов охватывает все регионы России.

Академией накоплен большой теоретический и практический опыт по организации и проведению учебного процесса переподготовки и повышения квалификации действующих судей, ориентированного на судебную практику. Штатная численность Академии составляет 1450 единиц, в т. ч. 777 работников относятся к профессорско-преподавательскому составу (59%), из них имеют ученую степень: доктора наук – 108 и кандидата наук – 129 человек, ученое звание: профессор – 85 и доцент – 196 человек.

Для обеспечения эффективной деятельности Российской академии правосудия с сетью межрегиональных филиалов требуется укрепление и развитие ее учебно-материальной базы.


В первую очередь это обеспечение достаточным количеством площадей для учебного процесса и временного проживания слушателей из числа судей, находящихся на обучении.

Исходя из численности обучаемых и норм площади Академии необходимо 56790 кв. м площадей (приложение №2), в том числе в г. Москве – 31290 кв. м и в регионах 25500 кв. м (по 2550 кв. м для 1 филиала) . Из находящихся в оперативном управлении Академии зданий федерального имущественного фонда 15410 кв. м пригодны и используются под учебный процесс, а здания общей площадью 41380 кв. м находятся в недостроенном, аварийном состоянии, подвергаются естественному разрушению и требуют завершения строительства или реконструкции в зависимости от их состояния.

Общая потребность в капитальных вложениях для освоения 41380 кв. м площадей в течение 2-х лет, из расчета усредненных затрат на 1 кв. м (в ценах 2008 г.) - 33,9 тыс. руб., требуется 1402,8 млн. рублей в том числе 1-ый год – 463,0 млн. рублей и 2-ой год – 939.8 млн. рублей.

Для оснащения указанных площадей мебелью, компьютерами, оргтехникой, столовым, кино-фото-теле-оборудованием и другими основными средствами необходимо 180,0 млн. рублей, в том числе 1-ый год – 50,0 млн. рублей и 2-ой год – 130,0 млн. рублей.

Информатизационная система и доукомплектование библиотечного фонда Академии и филиалов предполагает оснащение компьютерных классов, оборудование телецентра для выпуска учебно-практических и DVD фильмов, создание систем дистанционного обучения и информатизационного взаимодействия Академии с судебными органами, электронной библиотеки и пополнение библиотечного фонда.

Эти взаимосвязанные работы направлены на слияние с создаваемой целостной информационно-телекоммуникационной средой судебной власти.

Потребность составляет 157,0 млн. рублей, в том числе 1-ый год – 65,0 млн. рублей и 2-ой год – 92,0 млн. рублей.
Общие затраты бюджетных средств для завершения создания системы профессиональной подготовки и повышения квалификации судей в течение двух лет составляют 1739,8 млн. рублей в том числе 1-ый год – 578,0 млн. рублей, 2-ой год – 1161,8 млн. рублей.

Реализация мероприятий по укреплению научного потенциала судебной власти и развитию системы профессиональной подготовки и повышения квалификации судей Российской Федерации обеспечит:

- повышение эффективности работы судов;

- создание организационно-правовых, информационных и иных условий для более полного обеспечения судебной защиты прав и законных интересов граждан;

- своевременную подготовку судей, обладающих необходимыми для отправления правосудия теоретическими знаниями и практическими навыками;


В конечном итоге предполагается значительно улучшить организационное обеспечение деятельности судов, создать надлежащие условия для полного и независимого осуществления правосудия в строгом соответствии с требованиями статьи 124 Конституции Российской Федерации.

Приложение №1


Р А С Ч Е Т
П О Т Р Е Б Н О С Т И
в профессиональной подготовке и повышении квалификации судей
Российской Федерации в Российской академии правосудия

Ознакомиться с приложением можно в конце оригинального документа по ссылке ниже или скачать по ссылке выше в составе документа в формате pdf или doc.

Приложение №2


Р А С Ч Е Т
потребности в площадях для создания учебно-материальной базы
Российской академии правосудия для обучения судей

Ознакомиться с приложением можно в конце оригинального документа по ссылке ниже или скачать по ссылке выше в составе документа в формате pdf или doc.

 
 
 
     
 
Посмотреть оригинальный документ на сайте Верховного Суда РФ
 
     
     
 
Создание, поддержка и оптимизация Реклама и объявления
 
Обзоры практики по датам
2015 2014 2013 2012
2011 2010 2009 2008 2007 2006
2005 2004 2003 2002 2001 2000