|
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
2. Направить законопроект на заключение Правительства Российской Федерации.
3. Представлять данный законопроект в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедеву.
Вносится Верховным Судом
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Федеральный закон
О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»
Статья 1.
Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №52) следующие изменения и дополнения:
1) пункт 111 статьи 5 исключить;
2) в пункте 6 части первой статьи 24 слова «отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пунктах 1, 3 – 5, 9 и 10 части первой статьи 448 настоящего Кодекса, либо», исключить;
3) дополнить часть вторую статьи 37 пунктом 21 следующего содержания:
«21) возбуждать уголовное дело в отношении следователя, руководителя следственного органа, судьи, прокурора, адвоката, принимать его к своему производству и проводить предварительное расследование в полном объеме в порядке, установленном настоящим Кодексом, либо поручать его расследование нижестоящему прокурору;»;
4) пункты 1, 2, 21, 3, 4, 5, 9, 10 части первой статьи 448 изложить в следующей редакции:
«1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы – Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия, соответственно, Совета Федерации или Государственной Думы;
2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации – исполняющим обязанности Генерального прокурора Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации;
21) в отношении Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации – Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации;
3) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации – Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;
4) в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской, верховного суда республики, краевого, или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда округа, окружного (флотского) военного суда – Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;
5) в отношении иных судей – Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;
9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;
10) в отношении прокурора, руководителя следственного органа – вышестоящим прокурором, а в отношении следователя и адвоката – прокурором;».
5) в части пятой статьи 448 второе предложение изложить в следующей редакции:
«Это решение принимается в срок не позднее 10 суток после поступления представления прокурора.»;
6) в части шестой статьи 448 слова «, содержащейся в заключении судебной коллегии» исключить.
7) части вторую и третью статьи 448 исключить, а части четвертую, пятую, шестую и седьмую статьи 448 считать, соответственно, частями второй, третьей, четвертой и пятой статьи 448.
8) часть пятую статьи 450 изложить в следующей редакции:
«5. Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с настоящим Кодексом не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, если уголовное дело в отношении него не было возбуждено, или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся в порядке, предусмотренном частью первой статьи 448 настоящего Кодекса.».
Статья 2.
Внести в статью 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №30, ст.1792; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, №26, ст.2399; 2001, №51, ст.4834; 2005, №15, ст.1278; 2007, №31, ст.4011) следующие изменения:
1) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:
в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации – Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;
в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской, верховного суда республики, краевого, или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда округа, окружного (флотского) военного суда – Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;
в отношении иных судей – Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;
Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации либо квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается не позднее 10 суток со дня поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации.
Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном настоящей статьей для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.».
2) в пункте 9 слова «заключений и» и цифру «3,» исключить.
3) пункт 10 изложить в следующей редакции:
«10. Решения, предусмотренные пунктами 3, 4, 6 и 7 (за исключением решений об осуществлении в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий) настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законом.».
Статья 3.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации Д.А.Медведев
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»
Глава 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) устанавливает особый порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи суда общей юрисдикции и судьи арбитражного суда, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, адвоката) в целях выполнения указанными лицами своих профессиональных обязанностей, обеспечения их независимости и самостоятельности.
Высокий уровень гарантий в отношении этих лиц обусловлен их особым правовым статусом и является важным условием защиты публичных интересов, связанных с характером выполняемых ими профессиональных функций.
Особый порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц проявляется в особенностях процедур возбуждения уголовного дела, привлечения в качестве обвиняемого, избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий, которые предусматривают определенное усложнение соответствующих процедур.
В частности, решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого (если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления) принимается:
1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы – Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия, соответственно, Совета Федерации или Государственной Думы;
2) в отношении Генерального прокурора Российской Федерации – Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации;
3) в отношении Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации – исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации;
4) в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации – Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;
5) в
отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда – Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;
6) в отношении иных судей – Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;
7) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;
8) в отношении прокурора, руководителя следственного органа, следователя – вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в отношении адвоката – руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по району, городу.
Наряду с этим, возбуждение уголовного дела либо привлечение в качестве обвиняемого обусловлены также необходимостью предварительного получения заключения суда о наличии или об отсутствии в действиях названных лиц признаков преступления.
Аналогичные нормы содержатся и в Федеральном законе «О статусе судей в Российской Федерации».
Такие дополнительные процессуальные гарантии являются явно избыточными, поскольку они чрезмерно усложняют процедуру уголовного судопроизводства в отношении этих лиц, что не вполне согласуется с конституционным положением о равенстве всех перед законом и судом (часть 1 статья 19 Конституции Российской Федерации).
Суд, рассматривая представление о наличии в действиях лица признаков преступления, осуществляет судебный контроль за законностью и обоснованностью действий и решений органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Выполняя контрольные функции, суд не вправе предрешать вопросы, которые могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. В частности, суд не вправе высказываться в заключении о виновности лица в совершении преступления, тогда как только «виновно совершенное общественно опасное деяние» закон рассматривает в качестве преступления (часть 1 статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации). Наличие иных признаков преступления (общественная опасность деяния, запрещение этого деяния уголовным законом под угрозой наказания) при отсутствии главного из них – о виновности, затрудняет принятие решения о наличии признаков преступления в действиях конкретного лица.
Вследствие этого процедура дачи заключения о наличии признаков преступления носит формально-процессуальный характер.
Как показывает судебная практика, процедура получения заключения о наличии признаков преступления в действиях лица может длиться неоправданно длительное время ввиду: отложения судебных заседаний по уважительным причинам; злоупотребления процессуальными правами лицом, в отношении которого внесено представление и его защитником; возможности обжалования заключения суда в кассационном порядке и правом суда кассационной инстанции отменить заключение и направить представление на новое рассмотрение в суд первой инстанции; возможности обжалования заключения в порядке надзора (глава 48 УПК РФ). Вследствие этого нарушаются разумные сроки уголовного судопроизводства, а также права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений, и публичные интересы.
Кроме того, наделение суда полномочиями, связанными с дачей заключения о наличии признаков преступления в действиях отдельных категорий лиц, в известной степени, сопряжено с ограничением состязательности сторон (статья 15 УПК РФ) – одного из основополагающих принципов уголовного судопроизводства.
Судебное решение должно быть законным, обоснованным и мотивированным (часть 4 статьи 7 УПК РФ). Принимая такое решение (в форме заключения) о наличии в действиях лица признаков преступления, в большинстве случаев еще до возбуждения уголовного дела, суд возлагает на себя несвойственную ему функцию – функцию обвинения.
В проекте федерального закона о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предлагается исключить нормы, регулирующие порядок дачи судом заключения о наличии в действиях лица признаков преступления, что позволит освободить суд от несвойственных ему функций.
Вместе с тем в проекте закона предлагается сохранить достаточно высокий уровень дополнительных гарантий для отдельных категорий лиц, указанных в статье 448 УПК РФ, в зависимости от их правового статуса, причем не только при возбуждении уголовного дела либо предъявлении обвинения, но и при производстве в отношении их следственных и иных процессуальных действий, осуществляемых на основании судебного решения (часть 5 статьи 450 УПК РФ).
В этих же целях предлагается передать в компетенцию прокурора решение вопросов о возбуждении уголовного дела и предъявлении обвинения, как это было до принятия Федерального закона от 5 июня 2007 г. №87-ФЗ, которым в УПК РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» были внесены изменения, в соответствии с которыми право возбуждать и расследовать уголовные дела в отношении специальных субъектов, предусмотренных статьей 448 УПК РФ, отнесено к компетенции Председателя Следственного комитета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации и следователей органов прокуратуры.
Такое решение является ошибочным.
Если ранее решение о возбуждении уголовного дела (предъявлении обвинения) в отношении судьи принимал Генеральный прокурор РФ, то теперь такое решение принимает его первый заместитель.
Аналогичным образом был понижен уровень процессуальных гарантий и в отношении депутатов Государственной Думы РФ и членов Совета Федерации.
Кроме того, наделение следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации) правом возбуждения уголовного дела и проведения предварительного расследования не только в отношении должностных лиц, имеющих такой же процессуальный статус (следователей органов внутренних дел, ФСКН России, ФСБ России), но и других участников уголовного судопроизводства – прокуроров, адвокатов, создает основу для внепроцессуального давления органов следствия на названных участников уголовного судопроизводства. В целях обеспечения прав участников уголовного судопроизводства, исключения использования следователями своих прав вопреки требованиям закона предлагается предоставить право в установленном порядке возбуждать уголовные дела в отношении следователей, руководителей следственных органов, а также судей, прокуроров, адвокатов и в полном объеме расследовать их прокурорам, которые согласно Конституции Российской Федерации призваны от имени Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и требований законодательства. К тому же у прокуроров, в отличие от следователей (независимо от их ведомственной принадлежности), отсутствуют побудительные мотивы для использования рассматриваемого полномочия с целью внепроссуального воздействия на других участников предварительного расследования и судей. Таким образом, предлагаемое изменение позволит сбалансировать на досудебной стадии судопроизводства полномочия прокуроров и следователей.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»
Принятие данного Федерального закона не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»
Данный законопроект не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
|
|