|
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации,
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
2. Представлять данный проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедеву.
Вносится Верховным Судом
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»
Внести в статью 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №30, ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №26, ст. 2399; 2001, №51, ст. 4834; 2005, №15, ст. 1278; 2007, №31, ст. 4011; 2008, №52 ст. 6229) следующее изменение:
из пункта 4 статьи 3 после слов «требования, установленные подпунктами» цифру «6,» исключить.
Президент
Российской Федерации
Д.А. Медведев
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации«О статусе судей в Российской Федерации»
В 2008 году Президент Российской Федерации в рамках реализации Национального Плана противодействия коррупции внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О противодействии коррупции» и проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» предлагалось в пункт 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» внести изменения, ограничивающие судью в праве быть поверенным или представителем по делам физических или юридических лиц, а также заниматься адвокатской или нотариальной деятельностью.
По тексту законопроекта указанные ограничения распространялись и на судью, пребывающего в отставке.
Однако при подготовке законопроекта ко второму чтению в пункт 4 статьи 3 названного законопроекта были внесены изменения, устраняющие ограничения для судьи, пребывающего в отставке, быть поверенным или представителем по делам физических или юридических лиц.
25 декабря 2008 года законопроект в данной редакции был принят и стал законом.
Представляется, что установленная в законе возможность судье, пребывающему в отставке, быть поверенным или представителем по делам физических или юридических лиц явно не согласуется с теми целями и задачами, которые были обозначены в пояснительной записке к законопроекту.
Особенно наглядно это проявляется в сравнении запрещенной законом адвокатской деятельности с деятельностью в качестве представителя или поверенного, которая законом разрешена.
Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» достаточно детально регламентированы права и обязанности адвоката, порядок организации адвокатской деятельности, статус адвоката и его ответственность.
Тем не менее, федеральный законодатель в целях противодействия коррупции, в публичных интересах, ограничил право судьи, пребывающего в отставке, на занятие адвокатской деятельностью.
Однако наряду с этим, законодатель, проявляя непоследовательность, допустил возможность для судьи, пребывающего в отставке, быть поверенным или представителем по делам физических или юридических лиц, хотя деятельность представителя по доверенности от физического или юридического
лица по существу аналогична юридической помощи, которую оказывают адвокаты.
Если же обратиться к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, то можно сделать вывод о том, что компетенция представителя и поверенного по делам физических и юридических лиц в некоторых случаях даже шире компетенции адвокатов.
Так, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает институт коммерческого представительства. В соответствии с частью 1 статьи 184 ГК РФ коммерческий представитель – это лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 971 ГК РФ поверенный по договору поручения от имени и за счет доверителя вправе не только представлять доверителя, но и совершать определенные юридические действия.
Более того, часть 2 статьи 1021 ГК РФ позволяет судье, пребывающему в отставке, в качестве поверенного выполнять, по поручению доверительного управляющего, функцию доверительного управления имуществом, объектами которого могут быть: предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество (часть 1 статьи 1013 ГК РФ).
А это означает, что судья, пребывающий в отставке, вправе совершать в отношении этого имущества, в соответствии с договором доверительного управления, любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя (часть 2 статьи 1012 ГК РФ).
Таким образом, закон запрещает судье, пребывающему в отставке, заниматься адвокатской деятельностью, хотя такая деятельность достаточно прозрачна, контролируема и регулируется законом, но позволяет выступать в качестве коммерческого представителя, а также в качестве доверительного управляющего имуществом, хотя вполне очевидно, что названная деятельность непрозрачна, бесконтрольна и более того, сопряжена с предпринимательской деятельностью.
В связи с изложенным в проекте федерального закона предлагается установленное законом для действующих судей ограничение быть поверенными или представителями по делам физических или юридических лиц распространить и на судей, пребывающих в отставке.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению или дополнению в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»
В случае принятия данного Федерального закона не подлежат признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению или дополнению акты федерального законодательства или иные нормативные правовые акты.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»
В результате принятия данного Федерального закона не потребуется каких-либо дополнительных денежных ассигнований из федерального бюджета.
|
|