|
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания РоссийскойФедерации проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации».
2. Представлять данный проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедеву.
Проект
вносится Верховным Судом
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»
Статья 1
Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №46, ст. 4532; 2011, №15, ст. 2040) следующие изменения:
1) часть первую статьи 135 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
«7) заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства), должно быть рассмотрено в деле о признании гражданина несостоятельным (банкротом).»;
2) статью 222 дополнить абзацем девятым следующего содержания:
«заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства), должно быть рассмотрено в деле о признании гражданина несостоятельным (банкротом).»;
3) часть первую статьи 262 дополнить пунктом 51 следующего содержания:
«51) о признании гражданина несостоятельным (банкротом);»;
4) подраздел IV дополнить главой 321 следующего содержания:
«Глава 321. Признание гражданина несостоятельным (банкротом)
Статья 2891. Подача заявления о признании гражданина несостоятельным (банкротом)
Заявление о признании гражданина несостоятельным (банкротом) подается в суд по месту жительства данного гражданина.
С заявлением о признании гражданина несостоятельным (банкротом) вправе обратиться должник, кредиторы и иные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).
Статья 2892. Содержание заявления о признании гражданина несостоятельным (банкротом)
В заявлении о признании гражданина несостоятельным (банкротом) должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о неплатежеспособности гражданина. К заявлению прилагаются подтверждающие эти обстоятельства документы, предусмотренные федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).
Статья 2893. Рассмотрение заявления о признании гражданина несостоятельным (банкротом)
1. Заявление о признании гражданина несостоятельным (банкротом)рассматривается судом по правилам, установленным настоящим Кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).
2. При рассмотрении судом заявления о признании гражданинанесостоятельным (банкротом) может быть заключено мировое соглашение, в том числе по результатам проведения процедуры медиации, в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом и федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).
3. Судебные постановления, которые выносятся судом при рассмотрениизаявления о признании гражданина несостоятельным (банкротом), могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции в порядке и сроки, предусмотренные главой 39 настоящего Кодекса, если их обжалование допускается настоящим Кодексом и федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня вступления в силу изменений и дополнений, вносимых в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника.
Президент
Российской Федерации В.В. Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»
В связи с принятием Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона №105976-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника», а также в связи с поручением Президента Российской Федерации от 22 марта 2013 года №Пр-621, предписывающим предусмотреть в данном проекте федерального закона положение об отнесении дел о банкротстве гражданина к ведению судов общей юрисдикции, требуется законодательное урегулирование вопросов подведомственности по делам о признании банкротом гражданина-должника, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя, и процедурных правил, которыми должны будут руководствоваться суды при рассмотрении и разрешении дел о признании гражданина несостоятельным (банкротом).
Во исполнение указанного поручения Президента Российской Федерации в целях устранения пробела в правовом регулировании данных отношений проектом федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» предусматривается дополнение Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации главой 321, определяющей процессуальный порядок рассмотрения судами общей юрисдикции гражданских дел о признании гражданина несостоятельным (банкротом), а также дополнение ряда статей Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации новыми положениями, направленными на разрешение иных процессуальных вопросов.
Необходимость рассмотрения имущественных требований к гражданину-должнику, вытекающих из ненадлежащего исполнения последним долговых обязательств перед кредитором, в том числе и посредством процедуры банкротства этого гражданина, в судах общей юрисдикции согласно их компетенции, а не в арбитражных судах обусловлена как обстоятельствами объективного характера, так и субъектным составом данных правоотношений в силу следующих причин.
Гражданин-должник, не обладающий статусом индивидуального предпринимателя, участвует в имущественных правоотношениях с целью личного потребления (приобретения) товаров, работ, услуг, не предназначенных для предпринимательской деятельности, в связи с чем не является субъектом экономической деятельности.
Поскольку заключаемые с участием такого гражданина договоры не носят экономического характера, взыскание образовавшейся вследствие их ненадлежащего исполнения задолженности направлено в первую очередь на
исполнение гражданином своих обязательств перед конкретным кредитором и на возможность вновь стать полноценным субъектом гражданско-правовых отношений, а не на обеспечение финансового оздоровления и дальнейшего экономического развития или выведение из гражданского оборота, как это предусмотрено в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Как показывает опыт мировой юстиции по рассмотрению судами дел о банкротстве граждан, в большинстве стран эти дела разрешаются судами общей юрисдикции либо находящимися в их ведении специально созданными для рассмотрения таких дел судами (например, в Германии указанные дела рассматриваются судом, находящимся под юрисдикцией центрального земельного суда по гражданским делам; в США – специальными судами по делам о банкротстве, входящими в систему судов общей юрисдикции).
Гражданин-должник, не наделенный статусом индивидуального предпринимателя, в отношении которого будет разрешаться вопрос о признании его несостоятельным (банкротом), кроме того, является участником иных правоотношений, например семейных, жилищных, трудовых. Без учета особенностей действующего правового регулирования таких правоотношений, не связанных с долговыми обязательствами гражданина, невозможно проведение процедуры банкротства в целом.
В случае рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве гражданина разрешение вопросов определения размера долговых обязательств должника, установления объема конкурсной массы и т.п. будет связано с необходимостью исследования иных вопросов, вытекающих из семейных, гражданско-правовых, трудовых и иных отношений, субъектом которых является гражданин-должник, что в силу характера и субъектного состава этих отношений предметом разрешения арбитражных судов быть не может. Иное противоречило бы общим принципам разграничения юрисдикционных полномочий между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, установленным в главе 7 Конституции Российской Федерации и нормах федеральных конституционных законов.
Отнесение же дел о несостоятельности (банкротстве) граждан к ведению судов общей юрисдикции будет способствовать обеспечению реализации права граждан-должников на доступ к правосудию, поскольку иное, учитывая построение системы арбитражных судов, будет сопряжено с необходимостью участия граждан в делах, рассматриваемых судами, значительно удаленными от места их жительства.
Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) граждан судами общей юрисдикции не потребует никаких дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Кроме того, исходя из накопленного судами общей юрисдикции опыта в обеспечении защиты экономически слабой стороны процесса, каковой в данном случае является гражданин-должник, рассмотрение таких дел именно судами общей юрисдикции будет способствовать усилению социальной защиты граждан в рамках дел о банкротстве.
Проектом федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» предусматривается дополнение подраздела IV «Особое производство» раздела II Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации главой 321 «Признание гражданина несостоятельным (банкротом)», устанавливающей процессуальный механизм и особенности рассмотрения судами указанной категории дел по правилам особого производства с распространением на них общих положений, сформулированных для данного вида судопроизводства в главе 27 Кодекса, включая правила о субъектном составе лиц, участвующих в деле, и порядке рассмотрения и разрешения дела.
Рассмотрение судами общей юрисдикции дел о признании гражданина несостоятельным (банкротом) предполагается осуществлять в порядке особого производства, учитывая следующее.
Под несостоятельностью (банкротством) в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» понимается неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Таким образом, в делах о несостоятельности (банкротстве) судом устанавливается юридический факт неплатежеспособности должника, что влечет возникновение обязательств должника по осуществлению платежей своим кредиторам, требования по которым удовлетворяются по особым правилам в рамках соответствующих процедур банкротства. В случае признания платежеспособности гражданина, а также в случае установления при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства наличия спора о праве, подведомственного суду, эти требования подлежат разрешению в порядке искового производства.
Предлагаемые законопроектом особенности рассмотрения и разрешения дел о несостоятельности (банкротстве) граждан, предусмотренные в главе 321, сводятся к следующему:
– устанавливается территориальная подсудность данной категории дел –по месту жительства гражданина-должника;
– правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданинанесостоятельным (банкротом) наделяются сам должник, кредиторы, а также иные лица, которым такое право предоставлено законодательством о несостоятельности (банкротстве), например уполномоченные органы;
– помимообщих требований, установленных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, предусматриваются особые требования к содержанию заявления о признании гражданина несостоятельным (банкротом) и перечню прилагаемых к нему документов, подтверждающих заявленные требования;
– заявление о признании гражданина несостоятельным (банкротом)рассматривается судом по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства);
– предусматривается возможность заключения мирового соглашения, в том числе по результатам проведения процедуры медиации;
– устанавливается порядок обжалования принимаемых судом в ходерассмотрения дела о признании гражданина банкротом судебных постановлений, как тех, возможность обжалования которых предусмотрена Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (например, определения об оставлении заявления без движения, о приостановлении производства по делу и т.д.), так и тех, право на обжалование которых предоставлено законодательством о несостоятельности (банкротстве) (например, определения об утверждении перечня имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы, об отказе в утверждении мирового соглашения и др.).
В связи с дополнением Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации главой 321 «Признание гражданина несостоятельным (банкротом)» законопроектом предусматривается внесение ряда корреспондирующих изменений в нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующие действия суда на стадии принятия искового заявления (статья 135), и нормы, определяющие основания для оставления судом заявления без рассмотрения (статья 222).
Предлагаемые для внесения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации изменения, предусматривающие порядок рассмотрения судами общей юрисдикции гражданских дел о признании гражданина несостоятельным (банкротом), могут вступить в силу только после того, как будет введен в действие институт банкротства гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Согласно пункту 2 статьи 231 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.
Принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проектом федерального закона №105976-6 вносятся изменения и дополнения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и иные федеральные законы в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника, а именно: в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О кредитных историях», Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
Таким образом, после вступления в силу изменений и дополнений, вносимых в вышеуказанные федеральные законы, вводится в действие институт банкротства гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
В связи с этим в статье 2 проекта федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» предусмотрено, что он вступает в силу со дня вступления в силу изменений и дополнений, вносимых в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника.
ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»
В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета. |
|