|
Обсудив доклад заместителя Председателя Верховного Суда РСФСР тов. Н.С. Прусакова о судебной практике по делам о злостном нарушении правил административного надзора, Пленум Верховного Суда РСФСР отмечает, что суды республики в основном правильно разрешают дела данной категории.
Вместе с тем в работе судов имеют место недостатки и допускаются ошибки в применении законодательства об ответственности за злостное нарушение правил административного надзора, которые в определенной мере объясняются отсутствием единообразия в решении ряда спорных вопросов.
В целях установления единства в практике применения законодательства об ответственности за злостное нарушение правил административного надзора Пленум Верховного Суда РСФСР
постановляет:
1. Обратить внимание Верховных судов АССР, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и судов национальных округов, районных (городских) народных судов на то, что правильное применение ст. 198.2 УК РСФСР, предусматривающей уголовную ответственность за злостное нарушение правил административного надзора, является одним из условий успешной борьбы с рецидивной преступностью, важным средством предупреждения преступлений и пресечения антиобщественного образа жизни.
2. В связи с возникшими в судебной практике вопросами разъяснить судам:
а) под правилами административного надзора, о которых говорится в ст. 198.2 УК РСФСР, следует понимать правила, перечисленные в ст. 15, и ограничения, перечисленные в ст. 3 Положения об административном надзоре органов милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 года;
б) злостным нарушением правил административного надзора с целью уклонения от надзора, влекущим ответственность по статье 198.2 УК РСФСР, следует считать умышленное нарушение правил надзора, совершенное без уважительных причин лицом, находящимся под надзором, к которому дважды в течение года законно и обоснованно была применена мера административного воздействия, предусмотренная Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 августа 1966 года "Об административной ответственности за нарушение правил административного надзора".
Судам надлежит иметь в виду, что при решении вопроса о виновности лица не могут учитываться нарушения правил и ограничений, не предусмотренные Положением, а равно нарушения, за которые меры административного воздействия были применены по истечении установленного законом месячного срока, либо применены меры воздействия, не предусмотренные Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 августа 1966 года "Об ответственности за нарушение правил административного надзора";
в) указание о годичном сроке, содержащееся в диспозиции ст. 198.2 УК РСФСР, означает, что для наступления ответственности по этой статье УК необходимо, чтобы первые два нарушения, за которые поднадзорный подвергался административному воздействию, были совершены в течение года, а третье нарушение надзора, послужившее основанием для возбуждения уголовного дела, допущено лицом, находящимся под административным надзором, до истечения годичного срока со дня применения мер административного воздействия за первое нарушение;
г) началом срока административного надзора следует считать дату санкционирования прокурором постановления об установлении административного надзора, а в отношении особо опасных рецидивистов - дату утверждения такого постановления начальником городского или районного отдела внутренних дел (отделения милиции).
Административная или уголовная ответственность может наступить лишь за нарушение правил административного надзора, совершенное после объявления лицу санкционированного прокурором, а в отношении особо опасного рецидивиста - утвержденного начальником отдела внутренних дел (отделения милиции) постановления об установлении за ним административного надзора.
3. Содержащееся в Положении указание о том, что административный надзор применяется в отношении совершеннолетних лиц, не исключает возможности привлечения к ответственности за злостное нарушение правил административного надзора лиц, за которыми надзор был установлен после освобождения из воспитательно-трудовой колонии по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.
4. При рассмотрении дел о злостном нарушении правил административного надзора суды обязаны проверять соблюдение органами милиции требований Положения о порядке установления и прекращения административного надзора.
В связи с этим следует иметь в виду, что административный надзор может быть установлен не позднее трех лет с момента освобождения лица из исправительно-трудового учреждения на срок от шести месяцев до одного года.
Предусмотренное ст. 8 Положения продление административного надзора может иметь место лишь до истечения срока надзора каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости за данное преступление.
Если административный надзор был установлен вновь после истечения ранее назначенного срока надзора, суды, рассматривая такие дела, должны проверять, соблюдены ли органами милиции требования ст. ст. 5 - 8 Положения об административном надзоре.
5. Судам следует уделять больше внимания выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, предусмотренного ст. 198.2 УК РСФСР, и при наличии к тому оснований одновременно с постановлением приговора выносить частные определения, которыми доводить до сведения соответствующих органов и руководителей предприятий, учреждений и организаций о вскрытых в процессе рассмотрения дела причинах и условиях, способствовавших совершению данного преступления. |
|